Найти в Дзене
Yur-gazeta.Ru

Неожиданное увеличение ценника: как не стать жертвой недобросовестного автосервиса

Оглавление

С неожиданным увеличением стоимости технического обслуживания автомобиля потребители сталкиваются регулярно. Далеко не всегда рост ценника обоснован. В каких случаях владельцу транспортного средства стоит насторожиться, рассказали юристы.

Порядок проведения работ по техническому обслуживанию автомобилей регламентируется правительственным постановлением № 290 от 11.04.2001 г. Правила разработаны в рамках применения закона «О защите потребителей» и продолжают действовать на всей территории России. Если между сторонами возникает спор, обращаться следует именно к этому документу.

Наказание за скрытность

Статьи 8 – 10 закона № 2300-1 от 07.02.1992 г. закрепляют за потребителями право на информацию о работах и их исполнителях. Постановление № 290 предписывает владельцу автосервиса размещать сведения о себе на вывеске. В месте оформления заказов также должны присутствовать следующие данные:

  • перечни работ, их формы и разновидности;
  • цены;
  • стандарты и обязательные требования;
  • сроки выполнения заказов;
  • условия гарантии на результат;
  • сертификаты соответствия, лицензии;
  • данные о квалификации и стаже мастеров.

В автосервисе должны быть нормативные документы о защите прав потребителей, книга отзывов.

Договор оформляется в письменном виде до начала работ. Это может быть классическое двустороннее соглашение, наряд-заказ, квитанция. Стороны обязаны однозначно определить перечень работ, их характер, срок и стоимость. Кроме того, в тексте прописывается цена транспортного средства. Ее определяют по соглашению с потребителем на случай повреждения или полной утраты имущества в процессе исполнения заказа. Здесь же оговаривается список заменяемых деталей. Гарантийное обслуживание к существенным условиям сделки не относятся. Однако если подрядчик предоставляет такой бонус клиентам, он должен детализировать все правила.

Передача автомобиля фиксируется специальным актом. В нем стороны указывают не только номерные знаки, но и общее техническое состояние транспортного средства. Оптимальным вариантом является проведение фото- и видеосъемки.

Если определить сразу причину поломки и способы устранения не удается, заключается договор на диагностику. В любом случае смета предоставляется автовладельцу до начала выполнения работ. Калькуляция может быть твердой или приблизительной. Во втором случае необходимо указывать пределы увеличения итогового чека.

Если установленные правила не выполнены, потребитель вправе отказаться от сделки и потребовать возмещения убытков. Уклонение от предоставления информации или неполное ее раскрытие приравнивается законом № 2300-1 к некачественному обслуживанию. Впрочем, суды встают на сторону потребителя далеко не всегда.

Неожиданное увеличение чека

Если по итогам работ автосервис заявляет к оплате новую сумму, а в документах значатся несогласованные с потребителем опции, имеет смысл обратиться к юристу. Отклониться от утвержденной сметы подрядчик вправе лишь при наличии особого условия в договоре. Как правило, сторонами устанавливается возможность удорожания в пределах 10 – 20%. Если соответствующей оговорки нет, проводить дополнительные работы автосервис вправе лишь с письменного согласия заказчика.

При этом потребитель должен явно выразить свои возражения. Оплачивать заявленную стоимость работ, а также подписывать акты приемки нельзя. Такая позиция была озвучена в определении Московского городского суда № 4г/8-9817/2011 от 07.11.2011г.

Согласно материалам дела спор возник между потребителем и станцией технического обслуживания. Гражданин оставил машину для проведения стандартного набора процедур. Впоследствии выяснилось, что мастера без согласия владельца выполнили комплекс дополнительных работ на сумму более 35 000 рублей. Истец оплатил счет, поскольку ответчик грозил удержанием транспортного средства. Через некоторое время автовладелец заявил иск о взыскании неосновательного обогащения, а также потребовал неустойку, компенсацию морального вреда и потребительский штраф.

Три инстанции требования отклонили, сославшись на добровольную оплату счета. Истец подписал акт приемки, в том числе собственноручно заполнил графу об отсутствии претензий к качеству работ. Вопрос о целесообразности технических операций в рамках процесса не разрешался.

В рассматриваемом случае потребителю следовало отказаться от оплаты счета, а затем истребовать принадлежащее ему транспортное средство у автосервиса.

В этой ситуации отечественные суды относятся к потребителям лояльнее. Если автосервис предъявил к оплате работы, которые фактически выполнять не требовалось, иск удовлетворят.

Примером подхода может служить решение Ачинского городского суда Красноярского края по делу № 2-35/2023 от 07.09.2023г. Истец настаивал на взыскании со станции технического обслуживания убытков, возмещении морального вреда, выплате потребительского штрафа и неустойки. Основанием послужило навязывание целого спектра дорогостоящих операций. Мастера ввели автовладельца в заблуждение относительно причин неисправности машины и способов их устранения. В результате двигатель транспортного средства пришел в полную негодность, что подтвердили независимые эксперты. Суд требования удовлетворил.

Таким образом, уклонение автосервиса от предварительной калькуляции стоимости работ, а также неожиданное увеличение счета за обслуживание – это явные признаки недобросовестности. В такой ситуации не стоит принимать поспешные решения. Потребителю лучше взять паузу и обратиться за консультацией к правозащитнику.