Найти тему
Пераново перо

Как Эльдар Рязанов боялся упасть с крыши

Не секрет, что режиссер Эльдар Рязанов любил экстремальные съемки: погони, трюки, полеты. Вот и фильм «Привет, дуралеи!» снимался на крыше.

Режиссер Эльдар Рязанов, актеры Борис Щербаков и Вячеслав Полунин на съемках фильма "Привет, дуралеи!". Фото Юрия Феклистова.
Режиссер Эльдар Рязанов, актеры Борис Щербаков и Вячеслав Полунин на съемках фильма "Привет, дуралеи!". Фото Юрия Феклистова.

Фильм снимался весной и летом 1995 года. В июне «Дуралеи» обосновались на одной из крыш жилого дома в центре Москвы. Именно там фотограф Юрий Феклистов запечатлел режиссера Эльдара Рязанов, артиста Бориса Щербакова и лидера клоунской группы «Лицедеи» Вячеслава Полунина.

- Я работал два дня на съемках этой кинокартины, - рассказывает автор снимка. – Помню, что этот кадр сделан на крыше дома №3 по улице Остоженка. Кстати, в соседнем доме сейчас живет известный телеведущий Андрей Малахов. Снимали на внушительной высоте – на уровне пятого этажа. Выстроили деревянные помосты, чтобы могли удержаться и хоть как-то по ним передвигаться. В момент, когда режиссер объяснял очередную задачу героям, я и сделал снимок.

Съемочная группа попадала на эту крышу из большого окна «коммуналки» дома №5, - он пристроен вплотную. Кстати, эту пустующую в то время многокомнатную квартиру, использовали в качестве гримерки и костюмерной. По сюжету там жила Светлана (Татьяна Догилева) - бывшая жена главного героя фильма Каблукова (Вячеслав Полунина), который после развода обосновался спать на самой крыше.

- Долго мы выбирали место для этих съемок, столько московских домов облазили, - смеется второй режиссер фильма Людмила Урюпина. – И вот нашли то, что надо: потрясающий вид на Москву, на только еще строящийся храм Христа Спасителя, на бульвары. Не секрет, что Эльдар Рязанов любил в своих картинах показывать красивые виды столицы. Дома эти были жилыми, в некоторых квартирах – бывшие коммуналки, которые тогда только начали расселять, поэтому многие пустовали. Сцены снимали перед самым закатом, а чтобы это момент поймать, работали в быстром режиме.

Во время съемок фильма "Привет, дуралеи!". Фото Юрия Феклистова
Во время съемок фильма "Привет, дуралеи!". Фото Юрия Феклистова

В этом фильме известный клоун-мим Вячеслав Полунин впервые сыграл в кино. Эльдар Рязанов вспоминал, что не сразу выбрал его кандидатуру, среди других роль предлагали, например, Олегу Меньшикову. Но тот из-за другой работы сниматься не мог. Тогда Эльдар Александрович и решился на авантюру.

- Предложив ведущую роль Полунину, я взвалил на себя немало дополнительных хлопот, в общем, груз оказался нелегким, - писал в своих мемуарах Рязанов. – Во-первых, Слава никогда не снимался в кино. Так что начинать приходилось с азов. Во-вторых, роль разговорная, с приличным количеством текста, а Полунин, как известно, мим. И главная его выразительность заключалась в пластике. За свою долгую  клоунскую деятельность он сказал лишь два слова: «н-и-и-зз-я!» и «аси-сяй». Честно говоря, для разговорного артиста небольшой словарный запас. И действительно, диалог оказался для Славы мукой мученической. Слава был весь начинен шпаргалками, как зубрила-второгодник перед экзаменом. Листочки со словами роли были запиханы у него во все карманы. Некоторые вещи в работе он хватал, что называется, «влет». А иной раз случались сложности, затык, стопор. По сути, на съемках он учился, осваивал новую профессию.

Кстати, из-за неважной дикции Полунина его роль потом озвучил Андрей Мягков. Сам клоун вспоминал в интервью, что самыми сложными для него съемками в фильме, проходили как раз на крыше. Ведь по сюжету он не только там ходил, но и в двух эпизодах висел на карнизе. Однако, по словам очевидцев, все трюки выполнял сам, со страховочным тросом.

- Если честно, я боюсь крыши, - признавался известный «лицедей». - Кстати, мой герой, по сценарию, тоже боится крыши. Он же на нее и лезет, потому что он ее боится, и хочет преодолеть страх. Перед этими съемками на всякий случай я посмотрел, как такие сцены снимали у Гарольда Ллойда. Помните, у него знаменитая сцена с часами?! Я специально достал архивный материал, где заснято, как все снималось, как строились конструкции, достал книги, где есть фотографии во время съемок, всё привез Рязанову.

Вячеслав Полунин. Кадр из фильма "Привет, дуралеи!"
Вячеслав Полунин. Кадр из фильма "Привет, дуралеи!"

- Во время работы на крыше тучного Эльдара Александровича ассистенты поддерживали сзади, чтобы не упал, - смеется в разговоре с нами исполнитель роли Федора артист Борис Щербаков. – На этом снимке Рязанова выпустили из рук буквально на три секунды. Да и мы все, если честно, только и думали, - как бы не свалиться вниз. Конечно, из-за этого было неуютно. Помню, поначалу нас пытались привязать веревками к каким-то брусьям, но это было заметно в кинокадре. Решили отказаться. Снимали сцену, когда мой герой – коллега по работе Каблукова-Полунина, пришел в гости к другу. Там они выпивают, разговаривают по душам, спорят. Спиртное в бутылке, конечно, не настоящее, - вода. Эльдар Рязанов не любил выпивающих на работе. Помню, когда снимали, как пьем пиво, нам давали баночки с безалкогольным пивом. В другом же, Рязанов любил поиграть «в настоящее», - например, когда снимали на улице, то ходили среди обычных ничего о съемке не подозревающих прохожих. Вспоминаю ту работу с радостью. Во-первых, - гениальный, талантливый режиссер Эльдар Рязанов. Он четко ставил задачу актеру, но и не был против, когда-то кто-то предлагал какую-либо импровизацию. А еще радость – такой партнер, как Вячеслав Полунин. Клоун во всем! Обедаем с ним, и он начинает крутить обычную вилку, сразу видно, - на ходу придумывает номер. Еще вспоминаю, когда он что-то рассказывал, то много жестикулировал, видимо по клоунской привычке. И очень часто употреблял слова с буквой «р». Поскольку плохо ее выговаривал, то, наоборот, как-то специально делал на нее акцент. Получалось забавно.

Олег Перанов

-4