Не секрет, что режиссер Эльдар Рязанов любил экстремальные съемки: погони, трюки, полеты. Вот и фильм «Привет, дуралеи!» снимался на крыше.
Фильм снимался весной и летом 1995 года. В июне «Дуралеи» обосновались на одной из крыш жилого дома в центре Москвы. Именно там фотограф Юрий Феклистов запечатлел режиссера Эльдара Рязанов, артиста Бориса Щербакова и лидера клоунской группы «Лицедеи» Вячеслава Полунина.
- Я работал два дня на съемках этой кинокартины, - рассказывает автор снимка. – Помню, что этот кадр сделан на крыше дома №3 по улице Остоженка. Кстати, в соседнем доме сейчас живет известный телеведущий Андрей Малахов. Снимали на внушительной высоте – на уровне пятого этажа. Выстроили деревянные помосты, чтобы могли удержаться и хоть как-то по ним передвигаться. В момент, когда режиссер объяснял очередную задачу героям, я и сделал снимок.
Съемочная группа попадала на эту крышу из большого окна «коммуналки» дома №5, - он пристроен вплотную. Кстати, эту пустующую в то время многокомнатную квартиру, использовали в качестве гримерки и костюмерной. По сюжету там жила Светлана (Татьяна Догилева) - бывшая жена главного героя фильма Каблукова (Вячеслав Полунина), который после развода обосновался спать на самой крыше.
- Долго мы выбирали место для этих съемок, столько московских домов облазили, - смеется второй режиссер фильма Людмила Урюпина. – И вот нашли то, что надо: потрясающий вид на Москву, на только еще строящийся храм Христа Спасителя, на бульвары. Не секрет, что Эльдар Рязанов любил в своих картинах показывать красивые виды столицы. Дома эти были жилыми, в некоторых квартирах – бывшие коммуналки, которые тогда только начали расселять, поэтому многие пустовали. Сцены снимали перед самым закатом, а чтобы это момент поймать, работали в быстром режиме.
В этом фильме известный клоун-мим Вячеслав Полунин впервые сыграл в кино. Эльдар Рязанов вспоминал, что не сразу выбрал его кандидатуру, среди других роль предлагали, например, Олегу Меньшикову. Но тот из-за другой работы сниматься не мог. Тогда Эльдар Александрович и решился на авантюру.
- Предложив ведущую роль Полунину, я взвалил на себя немало дополнительных хлопот, в общем, груз оказался нелегким, - писал в своих мемуарах Рязанов. – Во-первых, Слава никогда не снимался в кино. Так что начинать приходилось с азов. Во-вторых, роль разговорная, с приличным количеством текста, а Полунин, как известно, мим. И главная его выразительность заключалась в пластике. За свою долгую клоунскую деятельность он сказал лишь два слова: «н-и-и-зз-я!» и «аси-сяй». Честно говоря, для разговорного артиста небольшой словарный запас. И действительно, диалог оказался для Славы мукой мученической. Слава был весь начинен шпаргалками, как зубрила-второгодник перед экзаменом. Листочки со словами роли были запиханы у него во все карманы. Некоторые вещи в работе он хватал, что называется, «влет». А иной раз случались сложности, затык, стопор. По сути, на съемках он учился, осваивал новую профессию.
Кстати, из-за неважной дикции Полунина его роль потом озвучил Андрей Мягков. Сам клоун вспоминал в интервью, что самыми сложными для него съемками в фильме, проходили как раз на крыше. Ведь по сюжету он не только там ходил, но и в двух эпизодах висел на карнизе. Однако, по словам очевидцев, все трюки выполнял сам, со страховочным тросом.
- Если честно, я боюсь крыши, - признавался известный «лицедей». - Кстати, мой герой, по сценарию, тоже боится крыши. Он же на нее и лезет, потому что он ее боится, и хочет преодолеть страх. Перед этими съемками на всякий случай я посмотрел, как такие сцены снимали у Гарольда Ллойда. Помните, у него знаменитая сцена с часами?! Я специально достал архивный материал, где заснято, как все снималось, как строились конструкции, достал книги, где есть фотографии во время съемок, всё привез Рязанову.
- Во время работы на крыше тучного Эльдара Александровича ассистенты поддерживали сзади, чтобы не упал, - смеется в разговоре с нами исполнитель роли Федора артист Борис Щербаков. – На этом снимке Рязанова выпустили из рук буквально на три секунды. Да и мы все, если честно, только и думали, - как бы не свалиться вниз. Конечно, из-за этого было неуютно. Помню, поначалу нас пытались привязать веревками к каким-то брусьям, но это было заметно в кинокадре. Решили отказаться. Снимали сцену, когда мой герой – коллега по работе Каблукова-Полунина, пришел в гости к другу. Там они выпивают, разговаривают по душам, спорят. Спиртное в бутылке, конечно, не настоящее, - вода. Эльдар Рязанов не любил выпивающих на работе. Помню, когда снимали, как пьем пиво, нам давали баночки с безалкогольным пивом. В другом же, Рязанов любил поиграть «в настоящее», - например, когда снимали на улице, то ходили среди обычных ничего о съемке не подозревающих прохожих. Вспоминаю ту работу с радостью. Во-первых, - гениальный, талантливый режиссер Эльдар Рязанов. Он четко ставил задачу актеру, но и не был против, когда-то кто-то предлагал какую-либо импровизацию. А еще радость – такой партнер, как Вячеслав Полунин. Клоун во всем! Обедаем с ним, и он начинает крутить обычную вилку, сразу видно, - на ходу придумывает номер. Еще вспоминаю, когда он что-то рассказывал, то много жестикулировал, видимо по клоунской привычке. И очень часто употреблял слова с буквой «р». Поскольку плохо ее выговаривал, то, наоборот, как-то специально делал на нее акцент. Получалось забавно.
Олег Перанов