Найти в Дзене
Сергей Михеев

Вечная логика всех чиновников – лучше ничего не делать, пока сверху не пришла команда

Сергей Михеев: Маленькая заметка из жизни. В Москве идут сильные дожди, обещают тропические ливни. В 8 часов утра можно увидеть колонну школьников, одетых «белый вверх/черный низ»: видимо, едут на ЕГЭ. Их поливает дождь со страшной силой, а они идут в сторону метро, чтобы в час пик доехать до другой школы, в которой надо сдать экзамен. Мягко говоря, это крайне спорная вещь. Детей поднимают ни свет ни заря: сначала они вымокают под дождем, потом в душных, переполненных вагонах едут в другую школу, и это якобы помогает повышать качество образования, качество сдачи ЕГЭ, потому что там не будет шпаргалок и будут другие учителя, у которых нет любимчиков. Посмотреть бы в глаза тем, кто всё это придумал! Вроде бы всё это делали для того, чтобы была справедливость, объективность и в итоге росло качество знаний.

А преподаватели ВУЗов год от года жалуются, что уровень образования наших детей, к сожалению, падает. Может быть они так привыкают к сложным жизненным обстоятельствам, чтобы «жизнь медом не казалась»? Может быть любимчики и нелюбимчики получают равные права? Хотя это сомнительно. На мой взгляд, довольно странная, вымороченная система. Если в маленьком городке две школы или одна школа, то получается, что одни в одних условиях, а другие в других условиях. Все эти вещи требуют более глубокого анализа. За все годы существования ЕГЭ я ни от кого не слышал доброго слова, чтобы преподаватель с горящими глазами сказал: «Наконец-то ввели ЕГЭ! Как здорово! Раньше всё было плохое, а сейчас стало хорошее».

Профессиональное сообщество должно с этим разбираться. Что касается качества образования, то это самое важное - важнее, чем деньги, танки, пушки и всё остальное. Что в головах и душах детей, то и будет отражаться в реальной жизни.

В Крыму я встречался и с военными, в том числе от замполитов слышал очень печальные рассказы об уровне образования новых контрактников (из молодых). Знания по истории России, по истории нашего Отечества, которые должны мотивировать и поднимать моральный дух, ниже не придумаешь. Не у всех, конечно, но, к сожалению, у многих. Над этим надо работать, собрать мнения профессионального сообщества, суммировать и выработать более оптимальные методики. Просто друг другу рассказывать про то, какие у нас передовые технологии, как у нас много компьютеров во всех школах - это важно, но вопрос в том, чтобы это давало качество.

ЕГЭ и всё прочее - это Болонская система. Всё пришлось на мою юность. Говорили: «Сейчас мы введём Болонскую систему. Она будет совмещаться с европейскими, будет полная свобода. Они к нам приедут, мы к ним поедем».

Сергей Михеев: Мне кажется, и тогда это было обманом. Хотя было некое прекраснодушие. Мы наивные люди, и этим пользуются проходимцы. Мошенники всегда пользуются наивностью честных людей. Так было, есть и будет. С этими системами всегда был элемент мошенничества, надувательства. «Мы тогда сможем ездить в Европу». А зачем нам всем обязательно ездить в Европу? Опять несуверенная логика! Есть наша страна, у нее свои интересы, задачи и пр. Мы готовим людей, в первую очередь, чтобы они работали здесь. А получается, что установка была такая: «Давайте будем готовить людей, чтобы они работали и жили там». А что будет здесь? Как всегда, у небольшой кучки людей есть очевидные, заговорческие планы по ослаблению России, а все остальные или зарабатывают на этом деньги, или делают карьеру, или поддакивают от наивности.

Видна ущербность тех, кто говорил: «У нас ничего нет, а у них – о-го-го!» Хочу спросить: где доказательства? Главное доказательство заключалось в том, что состоялся распад Советского Союза, и у нас нет такого количества товаров, какое есть у них.

Вы говорите, что это пришлось на пору Вашей юности. Вопрос в том, что времена изменились. А если времена изменились, то изменилась политическая ситуация, ситуация внутри страны и надо что-то менять в подходах. Если сейчас выйти с той же мотивацией и сказать: «Давайте сохраним все как есть, потому что нам нужно, чтобы наши люди уезжали в Европу». Я посмотрю, что начнётся! Но раз эти механизмы продолжают работать, значит, у кого-то в голове эта мотивация до сих пор есть, или инерция такая, что её сложно преодолеть. Я понимаю, что касается чиновников, людей на должностях: им лучше ничего не делать. Потому что выйдешь с инициативой, а тебе скажут: «Ты и берись за нее. Что-нибудь не удастся - ты крайний, а если что-то удастся, то молодец». Вечная логика всех чиновников – лучше ничего не делать, пока сверху не пришла команда.

Я думаю, что это одна из проблем в любой бюрократии в мире, но ситуация не та, чтобы себя так вести. Внутренние и внешние вызовы настолько серьезные, что невозможно тихо отсидеться и говорить: «Будем действовать, только когда президент нам скажет, а он должен во всём разобраться: кто что должен делать, куда идти, что говорить, что строить, что разбирать». Это невозможно, а некоторые в это тоже играют! Я к тому, что тут надо думать.

Были бы результаты! Но я вижу процесс обучения своих детей – явно, качество снижается, приходится доучивать за свои деньги с репетиторами. У меня не было репетиторов и денег на них! У меня нет никакой фобии: пусть это будет любая система - американская, японская, европейская - но пусть она работает! А она не работает. Задаешь мальчикам и девочкам простейшие вопросы, а они ничего не знают и не могут ответить. По географии стоят у карты и не понимают, куда пальцем ткнуть. А в итоге всё заменяет убежденность в том, что «всё в телефоне найду».

Они сейчас вводят у себя везде искусственный интеллект. Илон Маск за голову хватается и говорит, что «этого делать нельзя. У себя в компании будут запрещать все Apple-гаджеты». Я решил посмотреть по поводу ПМЭФ, что там было, попытался найти несколько выступлений. Забиваю в YouTube«ПМЭФ выступления», и первые пять страниц – это наши иноагенты, обвиняемые в терроризме, и пр. Мне пришлось зарыться в немыслимые глубины, чтобы найти банальное выступление, а всё остальное настолько ангажированное! Да, человек всегда может найти знания, только какие они будут? Кто их даст?

Сергей Михеев: Абсолютно точно. Здесь идёт борьба за суверенитет. Нам много рассказывают про цифровые технологии и ИИ. Сделайте так, чтобы ИИ и цифровые технологии боролись за интересы России! Да, где-то они серьезно облегчают жизнь, например, МФЦ (крутое новшество). Но надо двигаться дальше. Есть огромное количество проблем, начиная от криминального мошенничества и заканчивая политическими вещами, которые крайне важны. Собственные поисковые системы, технологии, которые будут работать на нас. Другой вопрос, может быть это не так выгодно, или это не монетизируется?

А с той стороны как монетизируется?

Сергей Михеев: Можно сказать, что «ваш суверенитет не приносит нам доходов». И про ту сторону: эти вещи политически ангажированные; в это надо вкладываться, и тогда будет толк. Борьба против нас с той стороны играет в долгую - оно потом им отдачу даст. Но они не сидят с калькулятором в рыночно-базарной парадигме: «К концу дня я в доходе или в убытке?» Это хорошо для лавочников, но для государства этого недостаточно. В данном случае можно копировать многие технологии, например, техзадания. Чтобы были те же самые функции, такая же скорость обработки, те же самые сервисы, но пусть называется как угодно. Я думаю, что это очень серьезная система в борьбе за суверенитет.

В первую очередь, душа, затем голова и все инструменты, которые позволяют душу и голову наполнять соответствующим содержанием. Тогда будет толк, а в противном случае всё время будет «латание дыр», забегание, добегание и попытка путем приклеивания российского флажка на что-то не свое и отчитываться о том, что «задание по углублению патриотизма выполнено». А выполнено ли? Это вопрос. И образование в первую очередь.

Что касается поисковиков - это очень серьёзная проблема. Наши СМИ более-менее научились где-то работать, но очень часто вижу переписывание чужих заголовков. Они там написали, а ты перевёл или ИИ тебе перевёл, и лепишь тот же заголовок. А вдуматься в политическую составляющую этого заголовка? Как он прозвучит в нынешнем контексте? Что это с точки зрения нынешней ситуации? Это крайне важно. Читаю в заголовках: «Партия Орбана с треском проиграла». На самом деле она заняла первое место! У неё чуть поменьше процентов - и что? Откуда эти заголовки? Вот вопрос.

Как всегда, «почётное предпоследнее место».

Сергей Михеев: И «провальное первое».

Это, к сожалению, история про то, как думать и как думать на своём языке.