Понятная, на первый взгляд, картина оказалась полна загадок

Что мы видим на этой явно старинной картине? Двое мужчин, одетых по моде XVII века, вдумчиво играют в шахматы. Справа зачем-то изображена рука третьего человека в ярко-красном рукаве. Шахматная тема была достаточно популярной в искусстве прошлого, мы знаем много картин на эту тему, в том числе написанных знаменитыми художниками. Чем же примечательна эта?

Кому она принадлежала до 1878 года, неизвестно, но в тот год она стала собственностью американского полковника Миллера, в 1903 году ее приобрела некая Кэтрин де Хейман из Нью-Йорка. Полотно было в плохом состоянии, и сын Кэтрин в 1912 году повез его в Европу для анализа и реставрации. Обнаружились интересные вещи.

 Карел ван Мандер. «Бен Джонсон и Уильям Шекспир играют в шахматы»
Карел ван Мандер. «Бен Джонсон и Уильям Шекспир играют в шахматы»

Если раньше были сомнения в подлинности картины, то они были опровергнуты. Установили, что картина действительно написана в 1603 году. На обороте картины была надпись «Ben Jonson and William Shakespeare by Isaak Oliver, 1603», то есть, «Бен Джонсон и Вильям Шекспир Исаака Оливера, 1603». Казалось бы, имя автора четко обозначено, однако искусствоведы выяснили, что Оливер ни причем, а картину написал голландский художник Карел ван Мандер. Что касается изображенных, то Бен Джонсон имеет портретное сходство с другими своими изображениями. У Шекспира же, как известно, нет прижизненных портретов, но его собирательный образ напоминает изображенного на картине шахматиста.

Итак, перед нами два английских драматурга, играющих друг с другом в шахматы. И, возможно, прижизненный портрет Шекспира. Могли ли эти двое вот так играть? И где они встретились с художником? Ответы такие: 1) могли, они были знакомы и общались, 2) в 1603-04 годах театры в Лондоне были закрыты в связи с трауром после смерти королевы, а потом из-за чумы. Многие лондонцы уезжали от греха подальше в Голландию. Джонсон и Шекспир тоже могли на время туда уехать, и там позировать ван Мандеру. Также и сам художник мог приехать в Англию, хотя это маловероятно. Никаких доказательств обеих версий нет.

Что касается красного рукава, то он возник потому, что картина изначально была больше и включала образ женщины в красном платье, но эту часть просто обрезали.

Приглашаю на другие мои каналы: Лидия, неисправимый гуманитарий и Это просто поэзия, а также прошу поддержать своим присутствием добиваемый Дзеном канал моего мужа Александр имхо.