«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор. 15: 20–26).
«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших», – говорит святой апостол Павел. Воскресением Своим из мертвых Господь Христос, будучи Богочеловеком, стал Первенцем всеобщего воскресения человеческой природы. Почему? Повторим: потому что Он – Богочеловек. Человеческая природа в Нем, в Богочеловеке, впервые обрела полное единение с Богом, с Бессмертным, с Вечным. Им человеческая природа вошла в состав Его Богочеловеческой Личности, стала «Телом Божиим», телом Бога Логоса. И тем самым Он указал нам правильный путь к Своему совершенству, всесовершенству, к Своей крайней цели – воскресению и вечной жизни[1].
То, что дано человеческой природе в Богочеловеке Христе, и то, что с ней совершилось в Нем, дано и совершилось ради всецелой человеческой природы. Поэтому человеческая природа в Господе Христе есть первенец новой жизни, первенец бессмертия, воскресения. За ней должна последовать вся человеческая природа, разлитая во всех человеческих существах, дифференцированная и индивидуализированая в каждом человеке отдельно, как в самостоятельной личности. Человеческая природа в каждом человеческом существе таинственным образом связана с человеческой природой Богочеловека Христа, по самой природе своих человечности и людскости. Он – истинный Человек, и в Нем есть человеческая природа – реальная, истинная, человеческая, всечеловеческая. Таким же образом всякий человек своей человеческой природой таинственным и генетическим образом связан с родоначальником человеческого рода, человеческой природы – с Адамом.
Воскреснув из мертвых, Богочеловек воскрес как человек, Своей человеческой природой. Ведь это она умерла и лежала похороненная во гробе: лежала мертвая, будучи безгрешна, и, как таковая, была действительно чем-то новым среди всех мертвецов, среди всех, кто умер – умер, разумеется, из-за греха и вследствие греха. Первенец в царстве смерти – безгрешное тело Богочеловека Христа. Первенец и нечто новое, потому что безгрешное тело Богочеловека Христа отворило человеческой природе путь в воскресение, по несказанному человеколюбию Чудесного Господа, Который из любви прощает грехи и спасает людей от греха, смерти и диавола. Это и есть новый человек: человек = новость. А ветхий человек есть человек греха и смерти, который «истлевает в обольстительных похотях» (Еф. 4: 22). Человек состарившийся, немощный, прогнивший, растерзанный грехом, раздавленный и изъеденный смертью. Поэтому ничем другим, кроме Воскресения, Богочеловек не мог показать и доказать, что Он действительно освободил человека от смерти и от гниения в смерти. И тем Он косвенно доказал, что освободил человека от греха и от рабства греху, что, опять-таки, значит – освободил человека от диавола и от рабства диаволу.
Святой апостол Павел называет умерших спящими, уснувшими. Почему? Потому что после Воскресения Христова смерть действительно является просто сном тел, из которых бессмертные души вышли по силе греха. Это разъединение душ от тел есть последствие греха, дело греха. Ослепленные грехом, люди не видят бессмертие; некоторые только предполагают, что бессмертие душ реально, некоторые верят в него, но по-настоящему люди его не видят. Господь Христос первым наиочевиднейше и наиубедительнейше показал и доказал, что человеческая смерть есть действительно только сон, успение тела, и объявил это как одно из главных благовестий (Ин. 11: 11–14, Мк. 5: 39). «Смеялись над Ним» (Мк. 5: 40), потому что Он назвал смерть сном тела, из которого вышла бессмертная душа. Да, так это было до Христова Воскресения.
Но с момента Христова всеславного Воскресения нет места насмешкам, потому что воскресение – это основная евангельская, новозаветная реальность: это действительно наиреальнейшая первость и новость «для тех, кто уснул». Тело Богочеловека Христа три дня спало сном смерти, пока Его бессмертная человеческая душа пребывала в непрестанном ипостасном единстве с Его Божеством. И когда Богочеловек восхотел, то на третий день Он пробудил Свое мертвое тело от сна смерти. Точно так же в день всеобщего воскресения Он пробудит от сна смерти все мертвые человеческие тела, потому Он и назван «первенцем от усопших», то есть умерших.
Божественной силой воскресшей человеческой природы Первенца, которая пребывала в ипостасном единстве с Господом Христом, Богом Логосом воплощенным, мы все пробудимся от сна смерти, когда придет время. Ведь как смерть вошла в человеческую природу через человека, так и бессмертие всецелой человеческой природы приходит от Человека. Только теперь – от безгрешного Человека, Господа Христа Богочеловека. Нам, людям, ничего не навязывается: все бывает от человека, по человеку, ради человека. Нет ни капли насилия со стороны Бога. Людям предложены на выбор смерть и бессмертие: в Адаме мы избрали смерть, в Господе Христе – бессмертие; человек там, Человек и здесь. Там человек Адам, а здесь Человек = Христос Богочеловек, Воскресший и Воскрешающий.
Перевела с сербского инокиня Иоанна (Голик)
[1] Св. Иустин (Поповић). Сетве и жетве. Наследници Оца Јустина и манастир Ћелије код Ваљева, Београд, 2007. С. 242–244.