РЖД стали на ходу менять время отправления и прибытия поезда. Причем если расписание меняется не более чем на час, то пассажиров об этом не предупреждают. Раньше такое было невозможно.
Острова транспортной стабильности, каковым раньше считались РЖД, больше не существует.
«Час туда, час сюда»
На странице РЖД в социальной «ВКонтакте» пользовательница по имени Дарья пожаловалась, что при покупке билета на поезд Москва – Белгород №71 «Белогорье» обнаружила, что этот поезд не всегда прибывает на конечную станцию в одно и то же время.
В некоторые дни оно меняется с 05:50 на 06:25, иногда на 06:20, то есть разница составляет 30-35 минут. Для нее, регулярно пользующейся эти поездом, такой сюрприз стал неприятным.
«Почему меняется время прибытия поезда на конечную станцию? – возмущается пассажирка. – При покупке за неделю было указано одно время, а за два дня до поездки время изменилось. И такая ситуация уже вторую неделю: скачет время прибытия поезда. А смс или письмо не приходят о смене времени прибытия. В чем дело?»
Представитель РЖД ответил пассажирке, что «расписание составляется с учетом пропускной способности инфраструктуры, это зависит от разного типа поездов».
«Также необходимо учитывать проведение ремонтных работ, – уточнил представитель компании. – Со временем оно может меняться». Актуальную информацию о расписании представитель РЖД посоветовал смотреть на сайте компании.
Но самое интересное содержится в последней части ответа РЖД: оказывается, «информирование об изменении времени отправления/прибытия поезда в сторону увеличения (когда поезд отправляется или прибывает позднее) менее, чем на 1 час не производится».
Иными словами, можно прийти на вокзал и обнаружить, что твой поезд отправится позже.
«Кто захотел, тот уехал»
Такие «сюрпризы» на железной дороге начались с 2020 года: законодатель обязал пассажиров предоставлять перевозчику свои контактные данные – телефон или адрес электронной почты. Решение, в принципе, правильное: у перевозчика должна быть связь с пассажиром, чтобы в случае форс-мажора сообщить ему об изменении расписания, маршрута или отмене поезда.
Едва успели принять эту норму, как ее тут же начали активно использовать: весной 2020 РЖД стали массово отменять поезда дальнего следования из-за коронавируса. Но если коронавирус еще как-то объяснял отмену поездов, то во многих других случаях перевозчик при отмене поездов не только не информировал, но и не считал нужным извиняться.
Наша подписчица Ирина была поражена, когда, приехав на вокзал, обнаружила, что «Сапсан», на котором она должна была ехать в Петербург, отменен вместе с несколькими другими скоростными поездами:
«При регистрации и покупке билетов я оставила 2 телефона и 2 емейла… Ни звонка, ни смс, ни емейла прислано не было, в итоге пришлось сдать на месте билеты, купить новые (и это хорошо, что на карте была нужна сумма, возврат пришел только через дня 3) и торчать на вокзале 5 часов. Сказка прелесть. Извинений не принёс никто, более того, еще и попеняли, что не продали нужное количество билетов и невыгодно пускать полупустой поезд».
Если Ирина хотя бы уехала, то другая наша подписчица (имя не указано) на свой поезд не успела:
«Поезд Соликамск – Екатеринбург ушел на полчаса раньше, я, конечно, опоздала, деньги не вернули, нагрубили и сказали: кто захотел, тот уехал!! Респект станции железнодорожной Соликамской!!»
Еще беспокойнее тем пассажирам, которые едут на перекладных:
«Вот интересно, а если я еду с пересадкой? – задается вопросом наша подписчица Екатерина. – Например, из Астрахани в Вологду, и пересадка у меня в Рязани? Скажем, в Рязань я прибываю в 23.15, а следующий поезд должен быть в 00.45. И вот еду я такая в поезде, и мне приходит смс, что мой следующий поезд отходит в 23.00… И что мне делать???? Куда бежать???»
Не за 7 часов, а хотя бы за сутки
Частные компании, в отличие от ФПК, более щепетильны в отношении изменений в расписании, поэтому уведомляют пассажиров – правда, не слишком заблаговременно.
Мы рассказывали о том, как компания «Гранд Сервис Экспресс» предупредила об изменении расписания за семь часов до посадки в поезд, что в нашем случае оказалось слишком неудобным вариантом: в результате билет пришлось сдать, потратив время на бюрократические нюансы при сдаче.
Очевидно, что оповещения, во-первых, должны рассылаться обязательно, а, во-вторых, далеко не за 7 часов до отправления, а минимум за сутки, чтобы человек мог спокойно сориентироваться в сложившейся ситуации.
Понятно, что на железной дороге, как и в авиаперевозках, бывает форс-мажор. Однако на земле все же ситуация более предсказуема, чем в воздухе. Поэтому РЖД стоит гораздо внимательнее отнестись к информированию пассажиров, если расписание меняется: все-таки наши железные дороги раньше имели славу одних из самых пунктуальных.
Иначе пассажирам придется приходить на вокзал, как бабушке одной из наших подписчиц: «Моя бабушка всегда говорила: «Если собираешься в дорогу, будь в дороге…» и приходила на станцию отправления за 8-9 часов до отправления. Соответственно, никогда не опаздывала».
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.