Конечно, тут не только ЕГЭ играет роль, еще наличие интернета и массы онлайн школ и репетиторов.
На чем основана моя уверенность? А вот я сейчас расскажу.
Как я поступала в вуз в 90-е годы
Что у нас было в наличии из информации? Да практически ничего. Справочник для поступающих в вуз и иногда методичка, присланная данным вузом (можно было им написать, они высылали).
- А и готовились бы по методичке, - скажете вы.
Ох. Я и готовилась. Но вот, к примеру, насчет устного экзамена по русскому там было написано примерно так: «Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударение».
Я честно выучила эти гласные и согласные. Я честно рассказала все, что знаю, на экзамене. Экзаменаторы покивали головами и сказали: «Даа, можно и так». И поставили «четыре».
А потом я посмотрела, по каким учебникам готовились остальные. И как они рассказывали про эти гласные-согласные, разбирая их по ряду, подъему, лабиализации, месту и способу образования и прочему. А я что? А я знала только твердые/мягкие, звонкие/глухие и ударные/безударные.
Про английский расскажу. Я была молода и наивна и думала (как многие комментаторы), что главное – это уметь разговаривать. А я ж разговариваю! А никто ж другой в городе так не может! Поэтому я крута! Я такая приеду, и как с ними поговорю, и все восхитятся, и поставят мне «пять».
Ага. Приехала. А там до устного монолога толком и не дошло. Ибо мне выдали текст, велели его читать-переводить, а потом ткнули в какую-то инговую форму и по-английски спросили: «Скажите, что это: герундий, причастие или отглагольное существительное? И объясните, почему вы так думаете».
Упс. ( А потом по-английски же велели предложение разобрать по составу. А я ни одного термина не знаю. «Четверку», правда, тоже поставили. )
Ну че, приехала я домой не поступивши и поняла, что надо как-то отдельно готовиться. Но как, к чему… Я ж не знаю толком, что именно нужно знать, а что не обязательно. Что еще могут спросить.
- Могла бы внутри вуза разузнать, дополнительную литературу купить, - скажете вы.
А я купила. Я купила все, что там было. Вот, даже одна книжка сохранилась.
По сути, это грамматика с упражнениями и текстами. То есть примерное представление об экзамене можно составить, но только примерное.
И уже потом, когда я училась, я слышала, как москвички рассказывали:
- О, у нас русский будет вести такая-то. Я к ней на репетиторство два года ходила.
И называли сумму за час… На нынешние деньги не скажу, но для нашей семьи неподъемная, однозначно. А даже если бы и подъемная – где бы я у нас в городе взяла репетитора из МГУ?
Плюс я еще не рассказываю про бытовые сложности: билет туда-сюда на поезд, проживание в общаге (дешево, но комната в ужасном состоянии) и прочее.
Как бы я поступала в вуз сейчас
Информации, как вы знаете, полно. Есть куча сайтов, типа Решу.ЕГЭ. Куча видео, вебинаров и так далее.
И нет того, что в один вуз надо учить вот это, в другой – вон то. Есть единый экзамен с типовыми заданиями, к нему и готовимся.
Возьмем мой же английский. Надо знать такую-то грамматику. Объясняем, отрабатываем, работает с тестами. И так по всем заданиям.
Как я поняла, у дочери по другим предметам было примерно то же самое. Номер такой-то – это экономическая задача. Есть такие-то задачи такого типа – учимся их решать. Есть вот такие – решаем их. И так все разбираем.
То есть нет такого, чтобы всплыли вопросы, которые никогда не затрагивались. Точнее, насколько я знаю, тут так: иногда всплывает что-то, что может быть, но практически не бывает. Поэтому этому аспекту внимания не уделяют. А тут раз – и он на экзамене.
И есть куча онлайн-школ, где по вполне доступной цене тебе все, что касается экзамена, разберут. И тебе не приходится метаться: может, это учить? Или лучше это?
И не надо никуда ехать, не надо искать репетиторов из конкретного вуза, потому что только они точно знают, какого типа задания в билетах.
И я уже молчу, что изначально можно было сдать экзамены только в один вуз. Между прочим, не в чужой школе, а в чужом городе. Не поступил – жди следующего года. И никаких результатов, которые действительны пять лет. Впрочем, я об этом подробно писала тут:
Процесс поступления в вуз: 90-е годы 20 века vs 21 век
И, кстати, некоторые моменты на ЕГЭ, о которых я тогда писала, значительно улучшились.
Вывод. ЕГЭ – это не идеальный экзамен, но и не зло, каким его пытаются изобразить. Да, там есть, что улучшать, что дорабатывать, но достойной альтернативы ему я пока не вижу.
А вы?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
А пост сегодня будет об интересной точке зрения моего ученика на якобы отвлекающих девочек на экзамене
Мои недавние рассуждения насчет ЕГЭ (и еще дочь потом напишет свои впечатления):
Завершая (или почти завершая, ибо у дочери еще один экзамен) мои рассуждения о ЕГЭ
Вот о чем я писала 12 июня в прошлом году:
Поездка с классом в Санкт-Петербург – всё вне норм и правил, но все прекрасно
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.