Лекция1.3 книги Мераба Мамардашвили "Лекции о Прусте"
В прошлом эпизоде я ввел тему экзистенциального (онтологического) опыта. Наш Пруст как раз и попал на него. Столкнувшись с ним, не прошел мимо, "откликнулся" на него.
И создал роман, с помощью которого он и извлекал этот опыт.
Экзистенциальный опыт суть такой опыт, который нельзя передать. Если... если ты уже не имеешь что-то подобное в себе. Потому, написанное Прустом нам будет понятно, если мы в себе "узнаем" этот опыт. Если в нас что-то отликается.
А Мераб Мамардашвили нам советует, что "все понятия, которые использовал Пруст (и которыми будем пользоваться мы) имеют смысл лишь в той мере, в какой мы можем дать им живое экзистенциальное содержание — содержание некоторого живого переживания" (Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М., 1995. С.13).
Опыт без права передачи означает еще и то, что лишь ты можешь его понять и извлечь. Никто и ничто не поможет. Нет налаженного механизма в культуре на который можно опереться. Только ты, на свой страх и риск.
Тем самым я ввел метафору и символ смерти. Когда ты ставишь себя на карту. И тогда что-то проясниться. Ведь в качестве исходника выступает твое переживание, твое размышление, твое понимание. Только твое.
И да, это страшно (отсюда экзистенциал "страха"). Смогу ли? Хватит ли сил и умения? А может кто подскажет, посоветует, где-то узнаю, что-то прочитаю?
Нет. На себе и из себя.
Мераб Константинович находит такой пафос у французов и называет его "французской страстью". Стремлением поставить себя на карту, ввязаться не умом, "поставив свое тело, плоть свою и кровь на карту" (там же). Таковы Декарт, Монтень, Бальзак, Сен-Симон.
Поставить себя на карту, рискнуть, двинуться без опоры... и тогда что-то откроется, что-то станет понятным. С очевидностью. О такой очевидности и говорил Декарт.
Вот такой путь вслед за М.М. и Прустом нам предстоит пройти. Путь, который стоит проходить и который несет на себе смертный отблеск.
На сегодня все. Удачи.