Помню, как мама однажды меня наказала за какой-то проступок и сказала, что больше учит читать меня не будет. Какое же это было горе! Я горела книгами, так хотелось уже самой брать с полки сказку и с головой уходить в сюжет.
Ближе к пяти могла читать слова, в пять предложения, а в шесть меня усаживали на стульчик к деткам в яслях и я читала им «Сказку о царе Салтане».
Важная была жуть от осознания того, что все спать должны, а я, как взрослая.
Дочку я не стремилась научить буквам. У нас в принципе все развивающие занятия проходят мимо ходом. Не выделяю специально время для них, а просто придумываю игру подходящую или вопросы актуальные в моменте.
Но она сама в четыре года взяла Букварь и стала переписывать буквы на листик. Пару дней наблюдала, вижу интерес не прошёл, значит можно буквам научить.
Она довольно быстро выучила их, но мать её допустила ошибку
Из-за этой ошибки буквы в слоги не складывались, слова оставались непрочитанными. И так, и сяк я объясняла, пока не поняла из-за чего не получается.
Я учила буквам, а нужно было звукам
Например, показываю на «Н» и говорю «Эн». А потом Эля читает «Но», как «Эно». Как ей сказали буква звучит, так и воспроизводит.
Поэтому мы начали с начала.
Вначале было Слово звук. Называла ей предметы и просила сказать на какую букву начинается.
— «Каша» на какую букву начинается?
— Ка!
— Неправильно, на букву «К». А вторая буква «А» идёт.
Так постепенно переучивая буквы и обучаясь слышать их на слух, дочка поняла принцип составления слогов. За пару месяцев до своего пятилетия она научилась читать сперва простые слова, сейчас перешла уже на более длинные.
Лайфхаки
- Я никогда не заставляю
Нет настроения на развивашки? Ну и ладно, потом займёмся. Может это неправильно, но я не адепт обучения детей в дошкольном возрасте. Не дозрели они ещё. Мне кажется сейчас для них более важно физическое развитие, эмоциональное. Время для игр и первых взаимоотношений с окружающими.
- Мы не учимся за столом
В этом возрасте ей ещё хочется висеть вниз головой на диване, валяться на полу. Школьная усидчивость придёт через год примерно, а сейчас мы просто раскладываем карточки на полу и занимаемся там же.
- Закрепление практикой
У нас есть пару книг, которые абсолютно не зашли нам обоим. Хотя автор Жукова довольно известна и её хвалят. Но я её не поняла. Скучно читать просто слоги. Поэтому достала карточки и учила читать сразу слова. Сперва с картинками, потом уже без. Так ребёнку интересней, он смог прочитать не просто «зу», а «зубр».
- Мы крайне редко занимаемся
Опять же, наверное, потому что я довольно ленивая мама и не стремлюсь к раннему развитию. Мы просто читаем вместе вывески или отдельные слова в книге на ночь.
Сейчас доче пять лет. Она иногда пишет на слух слова, чем очень умиляет. Там и «сабака», и «леэпка», и «Эляа»
Считать до ста и понимать какое число написано она научилась примерно месяц назад. Понятия не имею как, там папа как-то доступно объяснил и запомнила.
Меня она этим удивила, потому что до четырёх лет не могла запомнить как цифры выглядят до десяти. Учились с помощью игры в магазин. А потом раз — за пару дней до ста научилась.
Также я включала несколько раз видео на ютубе с Юлией Фишер вместо мультиков. Она доступно объясняет про гласные/согласные, проводит пальчиковую гимнастику, учит ритмом отбивать слоги
Хочется похвалить себя «ай да, молодец, дочу научила», но тут пару парней подрастают и уж они покажут учитель я хороший или ученица талантлива (что бесспорно) :)
А когда вы научились читать? Какая первая книга была самостоятельно прочитана? У меня Айболит.