Он так и не увидел Великой Победы - не дожил, как и миллионы других Героев. Успел повоевать всего 2,5 месяца из почти 4-х лет тяжелой, кровопролитной и ожесточенной войны. И это были самые трудные месяцы 1941 года, когда советская армия отступала под натиском рвущегося вперед вермахта.
Но за эти 2,5 месяца он покрыл себя вечной славой, став самым результативным советским танкистом за время Великой Отечественной! На его счету 52 уничтоженных немецких танка в 28 схватках!
Это гвардии старший лейтенант Дмитрий Федорович Лавриненко
Стоит отметить, что идущий вторым в списке самых результативных советских танкистов Владимир Александрович Бочковский, воевавший практически 3 года - с июня 1942 года и до самого конца войны, до Победы, имел на своем счету 36 единиц уничтоженной вражеской бронетехники.
Давно известно, что не имеет История сослагательного наклонения - А если бы... Хотя, конечно, предположить, что не погибни Дмитрий Лавриненко 18 декабря 1941 года, его личный счет еще непременно бы вырос!
Тем более, что погиб он не в бою, не сгорел вместе с экипажем, как часто бывало у танкистов, ведя бой, пока была возможность. Его жизнь и, можно с уверенностью предположить - дальнейшие боевые подвиги, прервал маленький осколок мины, разорвавшийся совсем рядом 18 декабря 1941 года уже после боя недалеко от подмосковного Волоколамска, где только что Дмитрий уничтожил 52-й немецкий танк...
... Он был родом с Кубани, из станицы с красноречивым названием Бесстрашная. До войны за плечами осталась школа, педагогические курсы и работа учителем в начальной школе.
В возрасте 20 лет Лавриненко - в РККА, служить попал в кавалерию. Служба в армии тогда была в большом почете, вот и Дмитрий, оказавшись в армейских рядах и все увидев воочию, своими глазами, решил связать свою дальнейшую жизнь именно с военной службой.
Дмитрий поступает и в 1938 году оканчивает Ульяновское танковое училище.
Однокурсники по танковому училищу звали Дмитрия не иначе, как "Снайперский глаз" - за просто поразительную точность стрельбы.
Когда говорят о ком-то выдающемся в своей профессии, особенно в военной, говорят - "От Бога". Так "летчик от Бога"..."артиллерист от Бога"...и т.д. Дмитрий Лавриненко был самым настоящим "танкистом от Бога"!
Начало Великой Отечественной он встретил командиром танкового взвода 15-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса. Но в первых боях ему участвовать не пришлось - его танк БТ-5 вышел из строя из-за технической неисправности.
Дмитрий показал характер в той ситуации - он категорически отказался уничтожить или бросить неисправный БТ, как поступали другие в подобной ситуации - чтобы не сковывать движение отступавших войск. Непонятно как, но каким-то чудом Лавриненко сумел дойти на танке до назначенного места. Затем он со спокойной совестью сдал машину в ремонт, после которого она могла еще послужить.
А из остатков 15-й и 20-й танковых дивизий сформировали 4-ю танковую бригаду, командиром которой назначили полковника Михаила Ефимовича Катукова - будущего маршала бронетанковых войск. Лавриненко стал служить под его командованием.
Счет своим победам Дмитрий открыл в боях под Мценском, где танкисты Катукова вели бои с панцерами Гудериана.
Панцерваффе - гордость вермахта и гроза покоренной Европы, ничего не могли поделать против Т-34 и КВ-1.
Советские танкисты уже изучили и технику немцев, хорошо узнали и их тактику. В итоге был сделан вывод - вражескую бронетехнику лучше всего бить из засад.
В итоге танки Гудериана стали гореть. И это объяснимо - гитлеровских танкистов особо и не готовили к танковым дуэлям, к танковым сражениям. Их готовили к блицкригу - к прорывам обороны противника, к стремительным рейдам в тыл и т.п.
К тому же, в танковых схватках хоть какой-то толк был только от Pz-III и Pz-IV, а легкие танки - Pz-I и Pz-II совсем не годились для боя с Т-34 и КВ-1, у них была другая задача.
6 октября 1941 года группа из четырех Т-34 под командованием Лавриненко атаковала немецкие танки, которые, в свою очередь, наступали на позиции советского стрелкового батальона.
Атака советских танкистов оказалась очень вовремя - немцы уже расстреливали пехоту из пулеметов и утюжили позиции батальона гусеницами.
Не приближаясь слишком близко, советские танкисты открыли огонь. Меняя огневые позиции, маневрируя и появляясь в различных местах, танкисты Лавриненко заставили немцев поверить, что против них действует сразу много советских танков. Потеряв больше десятка единиц бронетехники, гитлеровцы отступили.
В этом бою экипаж Дмитрия Лавриненко подбил 4 немецких танка, группа потерь не понесла.
А вот описание еще одного боевого эпизода по воспоминаниям механика-водителя старшего сержанта Пономаренко -
"...Выскакиваем на бугорок, а там немецкие танки, как собаки, шныряют. Я остановился. Лавриненко — удар! По тяжелому танку. Потом видим, между нашими двумя горящими легкими танками БТ немецкий средний танк — разбили и его.
Видим еще один танк — он убегает. Выстрел! Пламя… Есть три танка. Их экипажи расползаются. В 300 метрах вижу еще один танк, показываю его Лавриненко, а он — настоящий снайпер. Со второго снаряда разбил и этот, четвертый по счету ... Так вот минометную батарею и спасли. А сами — без единой потери!"
Пономаренко в очередной раз подтверждает непревзойденное снайперское мастерство в стрельбе у Лавриненко!
9 октября Т-34 Лавриненко в одиночку отбил атаку 10 немецких танков. Используя уже не раз проверенную тактику засады, экипаж Лавриненко внезапно открыл огонь по немецким танкам, подбил один из них, остальные отступили. Дмитрий и в этот раз постоянно маневрировал, менял позиции, создавая ощущение, что советский танк - не один.
К 11 октября 1941 года на счету Дмитрия было уже 7 танков и 1 противотанкое орудие. Но точное количество бронетехники, подбитой или уничтоженной его экипажем за то время - так и неизвестно. Приводятся различные данные - даже до 19 уничтоженных танков!
Как считает историк М.Б.Барятинский, специализирующийся на истории и применении бронетехники, это - "...типичный пример того, как в то время велся учёт подбитых вражеских машин, даже в рамках одной бригады...".
4-я танковая бригада Катукова была направлена на волоколамское направление. На месте остался только экипаж Лавриненко, который выполнял специальное задание Катукова.
Но в итоге произошло неожиданное - и танк, и экипаж Лавриненко ... пропали в неизвестном направлении, информации о них не было.
Только через четверо суток экипаж вернулся. И прибыл не один, а с трофейным немецким автобусом.
На Лавриненко тут же налетел начальник политотдела бригады Деревянкин, с вопросами на повышенных тонах - Где пропадали??? Как так??? Дезертировать хотели???
Дмитрий, не вступая в ненужную перепалку, отдал бумагу, которая гласила -
"Полковнику тов. Катукову.
Командир машины Лавриненко Дмитрий Федорович был мною задержан.
Ему была поставлена задача остановить прорвавшегося противника и помочь восстановить положение на фронте и в районе города Серпухова.
Он эту задачу не только с честью выполнил, но и геройски проявил себя.
За образцовое выполнение боевой задачи Военный совет 50-й армии всему личному составу экипажа объявил благодарность и представил к правительственной награде.
Комендант города Серпухова комбриг Фирсов".
История получилась удивительной.
Танк Лавриненко выполнял задание Катукова - был оставлен на сутки для охраны штаба 50-й армии.
По истечению времени танкисты своим ходом должны были догнать бригаду. Двигались по шоссе, но оно было забито отступающими войсками, техникой, в итоге все было очень медленно. Тогда экипаж решил заехать по дороге в Серпухов - благо, по пути. Кто-то предложил - Раз в Серпухов, идем в парикмахерскую! Мол, обросли, надо привести себя в порядок. Как говорится - война войной, но гигиену блюсти надо.
Пока приводили себя в порядок, кто-то увидел танк на улице. Об этом было доложено коменданту города комбригу Фирсову, который одновременно командовал 194-й горнострелковой дивизией.
Фирсов распорядился вызвать танкистов. Так Лавриненко получил приказ - Из Малоярославца на Серпухов идет немецкая колонна, ее надо остановить.
Его Т-34 прибыл место и стал в засаду. Дорога просматривалась хорошо и вскоре появилась немецкая колонна - мотоциклы, тот самый штабной автобус, грузовики с пехотой, орудия... Немцы ехали, как на прогулке - без разведки, совершенно не чувствуя опасности и не ожидая нападения.
Подпустив неприятеля метров на 100-150, Лавриненко практически в упор открыл огонь. Было уничтожено два орудия, выскочивший танк ударом перевернул грузовик с пехотой, раздавил еще одно орудие. Подошедшая пехота довершила разгром.
Лавриненко сдал комбригу Фирсову трофеи - автоматы, минометы, несколько мотоциклов, противотанковое орудие с полным боекомплектом.
Штабной автобус, который по счастливой случайности не получил повреждений, Фирсов разрешил забрать с собой, в бригаду. Его и повел в часть пересевший из танка механик-водитель.
Кстати - в автобусе оказались различные документы, полковник Катуков распорядился срочно отправить их в Москву.
Правда, по другой информации - в этой колонне у гитлеровцев были также и несколько танков, которые Лавриненко уничтожил огнем из засады.
Если да - то их не учли в итоговых победах Дмитрия.
Далее в его военной биографии были бои под Москвой - на Волоколамском направлении.
17 ноября 1941 года 6 советских танков - три Т-34 и три БТ-7, под общим командованием Лавриненко вступили в бой с 18 немецкими танками.
Немцы подожгли два БТ, два Т-34 хоть и получили повреждения, но могли двигаться. А у гитлеровцев было подбито 7 танков.
Т-34 Лавриненко в бою не пострадал - повреждений не было и, вместе с другими танками группы, вошел в село Лысцево. Вскоре подошел и 1073-й стрелковый полк.
Но противник осуществил прорыв на фланге тогда еще 316-й дивизии генерал-майора И.В.Панфилова (18 ноября 1941 года она будет преобразована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию), в итоге гитлеровцы вышли в тыл 1073-му стрелковому полку, что был с танкистами Лавриненко в с.Лысцово.
Лавриненко снова применил проверенный способ - засаду. Он скрытно выдвинул Т-34 навстречу танковой колонне немцев.
Но сейчас назвать позицию классической засадой было довольно сложно - удобных укрытий не было, все практически на виду Помогало то, что танк был выкрашен белилами и в заснеженном поле был не так сильно и заметен.
Колонна гитлеровцев состояла из 18 танков, но даже при таком соотношении сил Лавриненко принял бой - что-то придумывать уже было поздно.
Первым выстрелом был подбит головной танк, затем удар по замыкающему и несколько выстрелов по центру колонны. Экипаж делал все быстро - сказались частые тренировки, что практиковал Лавриненко.
Было подбито шесть немецких танков, а Т-34 незаметно смог скрыться.
18 ноября 1941 года погиб командир 316-й стрелковой дивизии генерал-майор И.В.Панфилов. И его сразил крошечный осколок разорвавшейся рядом мины - попал прямо в висок...
А Лавриненко находился как раз неподалеку от КП дивизии, когда рядом появились 8 немецких танков. Советские танкисты вступили в бой, заняв удобную позицию для стрельбы.
Лавриненко вел огонь из танковой пушки практически в упор, с близкого расстояния. 76-мм снаряды Т-34 поражали немецкие танки, нанося большой урон. Заряжающий только и успевал подавать снаряды.
Первым выстрелом был уничтожен головной танк. Остальные встали, как вкопанные. Лавриненко стрелял без промаха - семь снарядов точно попали в семь танков.
Но на восьмом выстреле заело спусковой механизм орудия и последнему немецкому танку удалось развернуться и стремительно двинуться в обратную сторону.
В этот момент появилось еще 10 танков противника, гитлеровцы сходу открыли огонь, стоящий Т-34 получил попадание в борт и загорелся.
Лавриненко и заряжающий вытащили раненного радиста, а вот механик-водитель покинуть танк не успел - возможно, погиб или был ранен. А спустя время танк взорвался - сдетонировал боекомплект...
... 5 декабря 1941 года Дмитрий Лавриненко был представлен к званию Героя Советского Союза. Да и по делу - на его счету уже было 47 уничтоженных немецких танков.
Однако в присвоении звания ему было отказано. Непонятно...
Вместо звезды Героя Лавриненко дали орден Ленина. Правда, и его он не получил - погиб...
Последний по счету немецкий танк Дмитрий Лавриненко уничтожил под Волоколамском 18 декабря 1941 года. Его танковый отряд неожиданным ударом застал немцев врасплох.
Не дожидаясь подхода главных сил, Лавриненко атаковал село Покровское. Но противник, пропустив танки Лавриненко, подтянул из резерва 10 танков, чтобы контрударом отрезать передовой отряд от основных сил бригады.
Обнаружив в тылу немецкие танки, Дмитрий развернул свои и повел их в атаку. В этот момент подходили и главные силы бригады Катукова. В итоге немцы сами были разгромлены.
Тогда Лавриненко и уничтожил свой 52-й немецкий танк, а еще 2 противотанковых орудия (ПТО).
В ответ гитлеровцы стали обстреливать позиции советских войск из минометов. Командир 17-й танковой бригады, входившей в состав группы Катукова, вызвал Лавриненко для уточнения планов дальнейших действий. Получив соответствующее распоряжение, Дмитрий направился к своему танку, совершенно не обращая внимание на разрывы мин.
Но, не дойдя до танка буквально нескольких шагов, вдруг покачнулся и без звука рухнул прямо в снег. Экипаж бросился к командиру, но помощь была бесполезна - Лавриненко был убит наповал.
Такой же маленький осколок мины, что месяц назад оборвал жизнь генерал-майора Панфилова, убил и самого результативного танкиста Красной Армии....
Старший лейтенант Дмитрий Федорович Лавриненко был похоронен рядом с шоссе, между с.Покровским и Горюнами (ныне с.Анино).
В 1967 году место захоронения героического танкиста Дмитрия Лавриненко нашли поисковики из отряда учащихся 296-й средней школы Москвы.
Останки героя были торжественно перезахоронены в братской могиле около деревни Деньково Истринского района Московской области. Сейчас могила находится между деревней Деньково и станцией Долгоруково.
В завершении следует сказать еще об одном.
Давно закончилась война, но до 1990 года самый результативный советский танкист Великой Отечественной так и не был удостоен звания Героя Советского Союза.
По прихоти капризной судьбы этим высоким званием награждались как истинные герои, так и немало других - ко дню рождения, к примеру, к юбилею. Как говорили - "За выдающиеся заслуги...".
О боевых подвигах Дмитрия Лавриненко в самое трудное время начала Великой Отечественной знали, но звание ему не присваивалось.
И только 5 мая 1990 года старшему лейтенанту Дмитрию Федоровичу Лавриненко, в числе других, было присовено звание Героя Советского Союза (посмертно)...
Конечно, если сравнить с гитлеровцами, которым приписывают под 150 танков и САУ и т.д., количество танков, уничтоженных Лавриненко, на первый взгляд, кажется и не слишком велико.
Однако эти гитлеровцы прошли всю войну, от начала до конца, а Лавриненко уничтожил 52 танка всего за 2,5 месяца ожесточенных боев!
Провоевав всего два с половиной месяца, Дмитрий Федорович Лавриненко стал самым эффективным танкистом Красной Армии. Да, с таким темпом, наверно и в мире.
Повторюсь - понятно и давно известно, что История не имеет сослагательного наклонения - А если бы...
Мы не можем предположить, как сложилась бы военная судьба Дмитрия Федоровича Лавриненко не попади в него тот смертельный маленький осколок мины 18 декабря 1941 года.
Может он и повоевал бы еще сколько-то и погиб - потери у танкистов были немалыми. Или получил бы тяжелое ранение и был демобилизован, а может и до конца войны воевал - это неизвестно.
Но вполне реально представить, что урон он еще нанес бы противнику, оставаясь в строю и далее. К этому были все предпосылки.
Но История распорядилась так, как распорядилась. И даже те коротких 2,5 месяца, что она отвела Дмитрию Федоровичу Лавриненко на войне, обессмертили его имя в памяти потомков.
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.