Найти в Дзене
Военная повесть

Выпускной и объявление

22 июня 1941 г. ….Утром в Казанском военном училище состоялось торжественное построение. Курсанты стояли в строю повзводно; каждый из них радовался, о чем говорили чуть заметные улыбки на их лицах, тому, что вот-вот станет офицером. Форма на них была пока с курсантскими знаками различия. Подошел начальник училища. -Здравия желаю, товарищи курсанты! -Здравия желаем, товарищ полковник! -Поздравляю вас с окончанием учебы. С сегодняшнего дня вы являетесь полноправными офицерами Рабоче-крестьянской Красной армии. Желаю вам нести офицерскую службу также достойно, как вы несли курсантскую в стенах этого училища. Ни пуха, ни пера! -К черту! Далее начальник вызывал каждого и вручал петлицы с лейтенантскими квадратами. Спустя несколько часов офицеров посадили в грузовик и повезли на железнодорожный вокзал. Тут их распределяли по пассажирским поездам. Мелехову и Сушкевичу выпало служить в одной части, расположенной в Киевском округе, а их другу Швецову оказана честь нести службу в окрестностях Пс

22 июня 1941 г.

….Утром в Казанском военном училище состоялось торжественное построение. Курсанты стояли в строю повзводно; каждый из них радовался, о чем говорили чуть заметные улыбки на их лицах, тому, что вот-вот станет офицером. Форма на них была пока с курсантскими знаками различия.

Подошел начальник училища.

-Здравия желаю, товарищи курсанты!

-Здравия желаем, товарищ полковник!

-Поздравляю вас с окончанием учебы. С сегодняшнего дня вы являетесь полноправными офицерами Рабоче-крестьянской Красной армии. Желаю вам нести офицерскую службу также достойно, как вы несли курсантскую в стенах этого училища. Ни пуха, ни пера!

-К черту!

Далее начальник вызывал каждого и вручал петлицы с лейтенантскими квадратами.

Спустя несколько часов офицеров посадили в грузовик и повезли на железнодорожный вокзал. Тут их распределяли по пассажирским поездам. Мелехову и Сушкевичу выпало служить в одной части, расположенной в Киевском округе, а их другу Швецову оказана честь нести службу в окрестностях Пскова. Многие уже попрощались и разъехались, они еще ждали своих поездов, до которых было еще довольно долго.

-Пашок, как ты маракуешь, нам удастся узнать адреса своих почт? Иль нет? – спросил Михаил.

-Я не знаю. Но постараюсь при случае написать. Эх… как же мне без вас, други мои…- ответил Швецов, лузгая семечки.

На привокзальной площади были разбиты клумбы с красивыми цветами, вокруг которых кружили пчелы. По площади от вокзала и к вокзалу ходили люди – с сумками и без, пассажиры поездов пригородных и дальнего следования. Кто-то горланил песню «Славное море – священный Байкал». Вдруг из репродуктора, молча висевшего на стене вокзала, раздался голос В. М. Молотова:

«Граждане и гражданки Советского Союза!

Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории.

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении, и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено, несмотря на то, что за все время действия этого договора германское правительство ни разу не могло предъявить ни одной претензии к СССР по выполнению договора. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.

Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне, как народному комиссару иностранных дел, заявление от имени своего правительства о том, что Германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.

В ответ на это мною от имени Советского правительства было заявлено, что до последней минуты Германское правительство не предъявляло никаких претензий к Советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной.

По поручению Правительства Советского Союза я должен также заявить, что ни в одном пункте наши войска и наша авиация не допустили нарушения границы и поэтому сделанное сегодня утром заявление румынского радио, что якобы советская авиация обстреляла румынские аэродромы, является сплошной ложью и провокацией. Такой же ложью и провокацией является вся сегодняшняя декларация Гитлера, пытающегося задним числом состряпать обвинительный материал насчет несоблюдения Советским Союзом советско-германского пакта.

Теперь, когда нападение на Советский Союз уже свершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ — отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины.

Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы.

Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом, и нанесут сокрушительный удар агрессору.

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.

Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом.

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, ещё теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Все слушали его речь, затаив дыхание. Замолкли даже птицы, щебетавшие до этого на своем языке, и пчелы перестали жужжать. Некоторые сняли головные уборы и закрыли ими лицо, вероятно, вспомнив своих родных, живших в городах, которые только что были названы, или служивших в приграничной полосе.

-Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!.. – произнес тихим голосом Сушкевич.

Через пару часов, прошедших после заявления Молотова и длившихся, как показалось лейтенантам, целую вечность, Мелехов и Сушкевич сели на поезд, шедший в Москву, где им надо было сесть на поезд до Киева. Швецову нужно было в Ленинград. Как будто, сам всевышний, зная, что им придется разлучиться, возможно на долго, дал время побыть всем трем вместе.

В одном из мест Прибалтики.

На площади собрался народ на митинг, возглавляемый представителями ВКП(б). Большая часть людей, которая не была коммунистами, послушала их речь да разошлась, ругая их крепкими словами. Они были недовольны Советской властью из-за социально-экономических преобразований довоенного времени и массовых репрессий. В дальнейшем, при объявлении массовой мобилизации, граждане уклонялись от явки в военные комиссариаты, саботировали выполнение указаний органов власти. С началом войны объявились антисоветские организации, находившиеся до этого на нелегальном положении.

Продолжение следует......