3,2K подписчиков

Прогулки по Васильевскому: сладкие пилюли Пеля и сказка о башне грифонов

Не раз я стояла у закрытой двери, иногда удавалось войти и постоять у порога, на большее времени не было. Недавно выдался день, когда все сложилось.

Снова вижу знакомый зал, шкафы-витрины, справа за столиком восковую фигуру Василия Васильевича Пеля, под ногами знакомый рисунок метлахской плитки, вытертый у окна кассы.

Торговый зал музея-аптеки Пеля
Торговый зал музея-аптеки Пеля

В России аптеки появились при Екатерине II, а до этого - знахарство, траволечение и надежда на силы организма. Первыми аптекарями стали выходцы из немецкой слободы на Васильевском острове.

Вильгельм Христофор Эренфрид родился в Петербурге в семье сапожника, старательно учился и в возрасте 30 лет приобрел дом на 7-й линии Васильевского острова. Так в середине 19 века в городе появился провизор Пель Василий Васильевич.

Восковая фигура В.В. Пеля
Восковая фигура В.В. Пеля

С немецкой педантичностью он начал оснащать аптеку европейским оборудованием, которое позволило производить лекарственные средства и товары.

В аптеку была подведена горячая вода и телефон. У окошка выдачи лекарств стоял кассовый аппарат, который печатал чеки, показывал сумму к оплате и сопровождал свою работу мелодичным звуком. Кассовые аппараты National использовались в СССР до середины 30-х годов, пока в стране не наладили выпуск своих касс.

Кассовый аппарат "National"
Кассовый аппарат "National"

Довольно быстро Пель стал поставщиком императорского двора и экспортером лекарств за границу.

Было налажено производство пилюлей, которые помещали в стеклянные флаконы и снабжали этикеткой с описанием снадобья. Чтобы гранулы не склеивались их обсыпали сахарной пудрой. Возможно, тогда и пошло в народ выражение: подсластить пилюлю.

Продукция аптеки Пеля
Продукция аптеки Пеля

Для сильных мира сего хозяин аптеки покрывал таблетки тончайшим слоем пищевого золота. Один такой флакон стоил 60 рублей. Деньги немалые, если учесть, что покупка коровы в те времена обходилась в 5 рублей.

Василий Васильевич ратовал за гигиену как в быту, так и при медицинском обслуживании. В аптеке продавалось мыло, обладающее дезинфицирующим свойством. В те, не в столь далекие времена после манипуляций инструмент не обрабатывался.

Мраморное мыло Пеля
Мраморное мыло Пеля

Время шло, и Пель выкупил стоящий рядом дом, расширив свое дело. В содружестве с другими аптекарями он создал склад лекарственных препаратов, которые проходили контроль качества и только потом поступали в продажу.

Дом на 7-й линии ВО с которого начал свой бизнес Пель, середина 19 века
Дом на 7-й линии ВО с которого начал свой бизнес Пель, середина 19 века

На стойке в центре зала увидела «Капли датского короля», именно так называла пертусин бабушка.

На стойке и в витринах муляжи
На стойке и в витринах муляжи

Гематоген тоже изобретение Вильгельма Пеля. Поскольку основной компонент имел специфический вкус, аптекарь добавил в состав порошок какао и назвал «Гемоглобиновое какао Пеля».

Не раз я стояла у закрытой двери, иногда удавалось войти и постоять у порога, на большее времени не было. Недавно выдался день, когда все сложилось.-8

При жизни В.В. Пель передал свое дело старшему сыну Александру. Магистр фармацевтики стал достойным продолжателем дела отца.

А.В. Пель.  1850 - 1908
А.В. Пель. 1850 - 1908

Александр организовал лабораторию, в которой часто бывал Менделеев. Трудами семьи до революции в доме кроме аптеки, склада и лаборатории были созданы фармацевтическая фабрика, библиотека и небольшой стационар для всех сословий.

Помещение лаборатории. Интерьер придуман сотрудниками музея
Помещение лаборатории. Интерьер придуман сотрудниками музея

На витрине можно увидеть лакмусовые бумажки, которые определяли качество воды, - часть жителей города продолжала брать воду из рек, пренебрегая водопроводом.

Реактивная бумага для проверки качества воды
Реактивная бумага для проверки качества воды

Ампулы, - изобретение Александра Пеля, за полторы сотни лет их форма почти не изменилась.

Александр объединил оба дома в одно здание (дом сохранил двойную нумерацию), работы по реконструкции возглавлял инженер К.И. Ниман. Архитектор Леви изменил фасад, дом украсили эркеры и купола, гербы и мозаичные надписи были изготовлены в мастерской В.А. Фролова.

После революции аптеку национализировали, сбили вывеску «Аптека доктора Пеля и сыновей» и она продолжила свою работу как Андреевская.

Во время блокады работники аптеки по мере сил снабжали жителей горячей водой и готовили витаминный напиток из хвойных иголок по разработанной ими методе.

Бомбежки не повредили здание, в бомбоубежище во время налетов укрывались до 200 жителей Ленинграда.

Фрагмент одного из помещений бомбоубежища. Расчито на 70 человек, а укрывалось около 200
Фрагмент одного из помещений бомбоубежища. Расчито на 70 человек, а укрывалось около 200

В начале 80-х прошлого века аптеку отреставрировали, воссоздали люстры, выставили сохранившиеся экспонаты.

В 21 века в доме случился пожар. Была повреждена мебель, дом лишился мраморных подоконников, оконных рам, прилавка, входных дверей. Комплексная реставрация длилась около пяти лет, и вот уже шестой год как аптека не торгует лекарствами, а работает как музей. На втором этаже сейчас стоматологическая клиника, выше жилые квартиры.

Вывеска у входа в музей "Аптека доктора Пеля"
Вывеска у входа в музей "Аптека доктора Пеля"

В заключение через окно второго этажа удалось увидеть башню грифонов, которая на поверку оказалась частично сохранившейся трубой лаборатории.

По Петербургу ходили слухи, что Пель занимался алхимией, разводил грифонов и даже изобрел формулу счастья. Ночью грифоны летали над крышами домов и охраняли лабораторные тайны. Легенды привлекали во двор много любопытных, и уставшие от постоянного шума жильцы закрыли ворота.

Спасибо, что прочитали!