3,7K подписчиков

“Кровавый алмаз” (2006, Blood Diamond): Сколько стоит бриллиант на самом деле

В политическом триллере Эдварда Цвика "Кровавый алмаз" все действующие лица являются вымышленными, но в сюжете использована реальная история, связанная с африканской проблемой. С 1991 по 2002 год в Сьерра-Леоне была гражданская война за обладание алмазными копями. Тогда на маленькие городки и деревни совершали нападения повстанческие группировки,которые добывали алмазы, чтобы финансировать свою деятельность против правительства. Местных жителей брали в рабство, ампутировали им руки, чтобы они не могли голосовать, малолетних детей вербовали в солдаты, обучая их обращаться с оружием и убивать, а также подсаживая на наркотики.

Чёрные рынки сбыта алмазов существуют по всему миру, но масштаб несправедливости относительно торговли алмазами в Африке в разы превосходит их по сравнению с другими странами.

В сюжете есть линия журналистки, которая расследует деятельность Рудольфа ван де Каапа, который незаконно сбывает алмазы из Сьерра-Леоне. Под именем ван де Каапа в сценарии было зашифровано название компании De Beers. В 90-е гг De Beers создала монополию на алмазный бизнес и контролировала две трети алмазных запасов мира, она эксплуатировала месторождения в странах с коррумпированными правительствами и повстанцами, что позволяло ей участвовать в деятельности незаконных рынков. После просмотра этого триллера взгляд на кольцо с бриллиантом должен измениться.

Баннер к триллеру "Кровавый алмаз"
Баннер к триллеру "Кровавый алмаз"

Сюжет

1999 год, период гражданской войны в Сьерра-Леоне. Африканский рыбацкий городок, где жила семья простого рыбака Соломона Ванди (Джимон Хонсу), разрушили повстанцы из объединённого народного фронта. Жену и двоих дочерей бросили в лагерь беженцев, а старшего сына отправили к военным, чтобы он присоединился к армии малолетних бойцов. Самого Соломона отвезли на алмазные копи.

Здесь он отыскал розовый алмаз размером в сто карат. Ему удалось его спрятать от надзирателей, потому что в этот же момент на копи налетели правительственные войска, что и дало Соломону шанс спрятать камень в землю. Военные схватили рабов, моющих песок на копях, и их надзирателя и бросили их в тюрьму.

В этой же тюрьме находился контрабандист Дэнни Арчер (Леонардо Ди Каприо), кого взяли за незаконную транспортировку алмазов в Либерию. Во время перепалки между заключёнными – рыбаком и его надзирателем – он узнал о находке Соломона, что тут же вызвало у Дэнни интерес к рыбаку. Когда друг вытащил Арчера из заключения за взятку, последний позаботился о том, чтобы и Соломон получил свободу.

Дэнни и Соломон выгодны друг другу. Первый может помочь рыбаку в поиске семьи, чтобы снова с ними воссоединиться, а рыбак за это покажет место, где закопан розовый алмаз.

Мысли и впечатления после просмотра

Этот триллер на больший процент состоит из перестрелок, попыток укрыться от преследования и кровавых разборок. Это отлично иллюстрирует напряжённую обстановку в Африке.

Дэнни Арчер (в исполнении Леонардо Ди Каприо) и Соломон (в исполнении Джимона Хонсу)
Дэнни Арчер (в исполнении Леонардо Ди Каприо) и Соломон (в исполнении Джимона Хонсу)

Он создан для того, чтобы повысить уровень осведомлённости не просто зрителя, а именно ‘потребителя конечного продукта’ в зрителе о том, каким образом происходит тот или иной товар. В данном случае речь идёт о драгоценных украшениях, о том, как для них добываются бриллианты.

Чтобы достовернее проиллюстрировать историю, есть страдающая сторона – её воплощает простой рыбак Соломон Ванди, представитель самой обширной этнической группы сьерралеонцев; контрабандист Дэнни Арчер как непосредственное звено, принимающее участие в сбыте незаконно добытых алмазов, и, следовательно, обладатель ценных сведений, способных помочь и погубить одновременно (то есть такая вот теория относительности в действии); и, конечно, журналистка Мэдди Боуэн (в исполнении Дженнифер Конноли) – рупор правды, гремящий на весь мир, чей долг рассказать, как в реальности обстоят дела.

Центральной частью триллера можно считать сцену между журналисткой Мэдди Боуэн и контрабандистом Дэнни Арчером, когда первая пыталась написать репортаж о своей поездке в Африку, а второй через плечо прочитал пару строк из текста: “В 30-градусную жару Соломон Ванди падает на колени, сотрясая металлическую сетку своими мощными руками”.

Сцена, когда Дэнни рассказал о схеме движения алмазов на рынке
Сцена, когда Дэнни рассказал о схеме движения алмазов на рынке

Они прозвучали слишком уж пафосно и неправдоподобно из уст Арчера, и сама Мэдди это понимала: “Ты думаешь, я эксплуатирую его горе?... Ты прав. Не репортаж, а дерьмо! Почти как реклама гуманитарных организаций”. Она прекрасно понимала, всё, что она напишет, будет лишь выражением её писательских навыков – кто-то пустит слезу, а кто-то отправит пожертвование. Но ситуация здесь и сейчас останется прежней – войну её красивые слова не остановят.

Как снова не вспомнить во время просмотра роман Жана-Кристофа Гранже “Присягнувшие тьме”, в котором сотрудник полиции Люк Субейра, несостоявшийся священник, жаждал встречи с дьяволом лицом к лицу. По его словам, он мог его встретить в том месте, где он правит балом – то есть там, где бушует война. И вот в политическом триллере Эдварда Цвика на африканской территории – в Сьерра-Леоне, где человеческая жизнь ничего не стоит, – очень хорошо видно, как пышно действует дьявол. Маленький прозрачный камушек стоит дороже, чем жизнь человека. За маленький камушек отрубают руки. Из-за камней разоряют города и жгут деревни. Дэнни Арчер говорит в этом фильме, что Африку Бог покинул давным-давно.

Отчасти представителем дьявола в контексте сюжета “Кровавого алмаза” можно назвать Дэнни Арчера (на момент начала истории). Ведь он работает на Рудольфа Ван де Каапа, южноафриканского коррумпированного хозяина горнодобывающей организации. Ван де Каап является предметом расследования Мэдди Боуэн, но у неё нет доказательств, что бизнесмен выдаёт алмазы, добытые в Сьерра-Леоне, за добычу в Либерии и из-за чего Сьерра-Леоне теряет огромные суммы дохода из-за контрабанды алмазов. По полученным ею данным из бедных либерийских копей вывезено камней на два миллиарда долларов. В Либерии, на самом деле, нет богатых копей, значит, в таких масштабных поставках замешаны контрабандисты.

Дэнни же прекрасно знает схему, по которой работает Ван де Каап. Сам Дэнни переправляет алмазы из Сьерра-Леоне в другую страну, а дальше они по подставным документам превращаются в либерийские и экспортируются в Европу, где на столах сортировщиков их никто не проверяет на предмет происхождения. Из Европы их путь лежит в Индию, где все алмазы – и “грязные”, и “чистые” – смешиваются в единую массу, становясь просто богатым запасом драгоценных камней со всего мира. Логистическая схема великолепная, но в ней есть один недостаток. Да, она незаконная. “Строго говоря, эти люди не финансируют войну, но создают ситуации, при которых вести её очень выгодно,” – заключает Дэнни. В его словах также объясняется термин “кровавый алмаз” – камни, добытые в зоне боевых действий. Дэнни говорит, что американские покупатели, сами того не ведая, способствуют незаконной торговле, они выкладывают три своих оклада за несчастный камень. Они беспокоятся только о товаре, который они получают, но они не думают, какие опасные шаги предпринимаются для добычи драгоценного камня.

В политическом триллере Эдварда Цвика "Кровавый алмаз" все действующие лица являются вымышленными, но в сюжете использована реальная история, связанная с африканской проблемой.-4

Фактически за стеклом витрины ювелирного магазина, где выставлены красивые бриллиантовые украшения, протекает река из крови. Незаконная торговля алмазами существовала в 90х, она существует и сейчас из-за слабого регулирования этой проблемы. Гражданская война в Сьерра-Леоне на момент 1999года, когда разворачивается действие фильма, стоила жизни 75000 человек, а более двух миллионов жителей Сьерра-Леоне потеряли свои дома. Какой бы ценник ни установили на колье или кольцо, он будет сильно занижен, так как на самом деле цена этого изделия много выше. Любая цена, указанная на украшении, словно обесценивает одну отдельно взятую жизнь африканца.

Дэнни в этой истории проходит путь от тёмной стороны, по земле, пропитанной кровью, на светлую. Внутри он всегда был добрее, чем показывал снаружи. Но такое безжалостное, холодное, решительное и жёсткое поведение логично. Он рассказал о себе, что его родители были убиты, когда ему было девять лет. Мать была изнасилована и застрелена, а отцу отрубили голову. Он остался один и вынужден был учиться защищать себя самостоятельно. А мир, который ему достался – он родился в Африке – оказался слишком жесток.

Выслушав речь журналистки, которая не может написать достойный материал за неимением фактов, он принимает решение раскрыть информацию. Дэнни провалил своё последнее задание, задолжал полковнику Котци (потому этот розовый алмаз был так ему важен), ему практически нечего терять (если только мечту покинуть Африку) – у него нет ни семьи, ни дома, в отличии от Соломона. У последнего есть смысл так цепляться за жизнь – ему нужно спасти жену и дочерей из лагеря беженцев, и похищенного сына – из армии. Соломон ещё не утратил способности мечтать; как сказал Дэнни, Соломон ещё верит, что его сын станет врачом. По сути, Дэнни может внести свой вклад в разрешение ситуации с помощью информации из своей записной книжки, где записаны имена участников схем продажи и транспортировки камней, датами операций и номерами счетов. Маленькая записная книжка Арчера как метафора о том, что серьёзное дело сдвигается благодаря небольшому действию.

***

Интересно то, что в 2006 году фильм был выпущен перед рождественскими праздниками, то есть в сезон подарков. Алмазный совет, опасаясь снижения продаж, потратил 15 миллионов долларов на кампанию по связям с общественностью и просвещению, которая началась за несколько месяцев до выхода фильма на экраны.

А режиссёра триллера "Кровавый алмаз" Эдвард Цвик хотел, чтобы зрители осознали, что стоит за украшениями, которые они покупают: "Я хотел пробудить в умах зрителей осознанность. Покупка бриллианта должна стать осознанной. Я думаю, что после просмотра фильма люди станут требовать гарантию, что покупаемый ими бриллиант добыт вне зоны военного конфликта".

***

В политическом триллере Эдварда Цвика "Кровавый алмаз" все действующие лица являются вымышленными, но в сюжете использована реальная история, связанная с африканской проблемой.-5

Фильм мне очень понравился. Леонардо Ди Каприо как обычно проявил свой блестящий талант. Он умеет играть сложных неоднозначных героев, они у него получаются очень увлекательными. Его Дэнни Арчер начинает как наёмник и контрабандист алмазови оружия, а приходит к тому, что оказывает помощь журналистке и сближается с рыбаком, который ранее интересовал его только как проводник к месту схрона алмаза. Давно забытое человеческое нутро пробивается из глубин Арчера, что он помогает не только Мэдди, но и Соломону, рискуя своей жизнью, чтобы тот воссоединился с семьёй. Получается, сам Арчер отдаёт свою жизнь, а не Соломон, за этот проклятый розовый алмаз.

Несмотря на его прошлое и участие в неэтичных действиях, моральные принципы Дэнни Арчера в итоге трансформируются, и он ставит благополучие других выше своих интересов.