«Арахисовый сокол» (The Peanut Butter Falcon), 2019, (12+), США, режиссеры Тайлер Нилсон, Майк Шварц. Кинопоиск 7,5 IMDb 7.60
В 2019 г. на экраны вышли сразу два роуд-муви о людях с ограниченными возможностями здоровья. Фильм «Мужчины со слабостями» — это презентация общественного движения. И «Арахисовый сокол» — фильм-эмоция, фильм-настроение.
Зак (Зак Готтзаген) – молодой человек с синдромом Дауна, проживает в доме престарелых. Родители от него отказались, другого пристанища ему не нашлось. Добродушные старички не обижают парня, а молодая медсестра Элеонор (Дакота Джонсон) сочувствует, понимая, что парню здесь не место.
Специального ухода за Заком не требуется, он сам себя обслуживает. А свободное время посвящает просмотру видеокассет о школе рестлера Соленого Реднека, мечтая поступить в нее. Дело за малым – добраться до этой школы. Зак убегает из заточения, стянув прутья решетки на окнах простынями. Обмазанный маслом и в одних трусах – так легче было протиснуться между прутьями – он оказывается на свободе.
Зак Готтзаген не играет роль человека с синдромом Дауна, он такой на самом деле. Еще в 2011 г. Тайлер Нилсон и Майк Шварц увидели его на сцене небольшого театра и загорелись идеей снять фильм с участие Зака. Дело продвигалось с трудом: недопонимание продюсеров, отсутствие денег, общественны резонанс. Но фильм состоялся, став первой полнометражной лентой и для создателей, и для главного героя.
Ривер-муви в картине происходит «на троих». Рыбак-бродяга Тайлер (Шайа ЛаБаф) утром угоняет лодку, в которой Зак проводит первую ночь на свободе. Собственно, Тайлер не имеет ничего против того, чтобы избавиться от своего случайного попутчика. Его не трогает особость Зака, он ее даже не замечает. У Тайлера своих проблем «выше крыши». Тем не менее эксцентричный бродяга и парень с синдромом Дауна пускаются в бега вместе. Элеонор примыкает к этой страной компании по долгу службы, ей поручено вернуть сбежавшего пациента.
На контрасте образов Зака и Тейлора построена вся динамика сюжета. Борьба со злодеями, пляски у костра, ритуальные бои и крещение Зака не открывают ничего нового в характере героев, но не позволяют сюжету скатиться в сентиментальную сказку. Иногда кажется, что «пофигист» Тейлор сам удивляется тому, что все это происходит с ним. Да и Дакота Джонсон балансирует буквально на грани: если бы сцена первой встречи Тейлора и Элеоноры продлилась на несколько минут дольше, фильм был бы загублен.
В конце фильма троица убегает во Флориду, куда мечтает попасть Тейлор. Бадди-муви превращается в роуд, все почти целы и вроде бы счастливы.
Надрыв и отчаянная искренность Зака-героя и Зака-актера фокусируют на себе внимание зрителя, а шероховатости уходят в полумрак. Доверчивая улыбка «солнечного ребенка», его отчаянные попытки исполнить мечту создают доминирующий эмоциональный фон картины – позитивный и сопереживающий. Именно сопереживающий, а не жалостливый.
Добавим к этому виды Северной Каролины, речные пейзажи, удачно подобранные саундтреки – и вот оно, то самое солнечное настроение, ради которого стоит устроить семейный просмотр фильма «Арахисовый сокол».