Найти в Дзене
Клуб Рационалистов

Как делают одинаковые скульптуры и колонны. Мастер по камню объяснит

Нам приходится слышать разное, в том числе и то, что изготовить многотонные колонны или одинаковые огромные статуи ручным инструментом просто невозможно. Для того, чтобы это проверить мы опять обратились к резчику по камню и кости, ювелиру Владиславу Швецову и он согласился раскрыть ещё некоторые секреты мастерства.

Мы снова к тебе и вот по какому вопросу. Говорят, невозможно сделать десять одинаковых атлантов вручную. Помоги разобраться, как их сделать руками, на глазок и не ошибиться?

-2

А их и не делали на глазок. Для этого использовали макеты. Макеты (мастер-модели или прототипы) нужны затем же, зачем художнику - эскизы: чтобы сверяться с более простым образом, который, тем не менее, несёт все основные качества задумки - форму, пропорции, идею и т.д.

В любом литье, металла, гипса или мыла, тоже есть мастер-модель - это идеальный образец, с которого снимаются слепки для литейных форм. Для скульптуры или любой другой объёмной работы назначение мастер-модели схожее: быть образцом, эскизом или даже эталоном.

Ага! Вот ты и сознался, что их лили!

Ну всё, поймали (смеётся)! Но о том, что любой искусственный камень будет ясно отличим мы уже говорили в прошлый раз.

Зачем же модель? Как с помощью неё сделать многометровую статую?

Самое очевидное - масштабировать. Для этого обычно применяется набор кронциркулей. Скажем, делает Микеланджело своего Давида. Вылепил из глины мастер-модель высотой в 1 метр, а высота статуи предполагается 4м. Соответственно, все размеры мастер-модели масштабируются х4. Опытному мастеру обычно достаточно своего глазомера и кронциркуля, чтобы не пролетать с размерами.

Атланты Эрмитажа же - это очень упрощённые скульптуры, минимум детализации и сложных элементов, плюс симметрия. Опытный мастер может делать такие даже параллельно, выполняя по одной операции сразу на всех заготовках, что ещё больше упрощает работу. Так что опытному мастеру что десять статуй, что двести не помеха. Чем больше повторений, тем даже проще.

Ну, это я про современную скульптуру, ибо точно знаю, что в современных художественных ВУЗах пластанатомию штудируют досконально и разнопланово, чтобы не только стоячих атлантов штамповать, но и человеческие образы в разной динамике.
Как оно там в прошлые века было, не знаю, но сильно подозреваю, что именно с Микеланджело Буонарроти пластанатомия и началась.

Допустим, а как сделать колонну?

С колоннами всё гораздо проще. Если колонны относительно небольшие, то под них делается токарный станок. Причём, для обработки камня не нужна бешеная скорость современных токарных станков, достаточно вращения со скоростью водяной или ветряной мельницы плюс простейший редуктор, если нужна скорость побольше. А вся обработка идёт либо ручным инструментом по медленно вращающейся заготовке, либо заготовка сама стёсывается о стационарно закреплённый резец, в зависимости от материала колонны и эпохи резец может быть стальным или кремневым.

Если колонна нужна здоровенная, которую не выдержит ни один токарник, то её заготовку проще поставить вертикально и обрабатывать постепенно, сверху вниз, вручную, скалыванием и шлифовкой. А чтобы колонна получалась ровная - по полученной верхней кромке делается деревянный кондуктор, точно повторяющий форму колонны. И по мере обработки он опускается всё ниже.

Если колонна круглая и мягкая, например мраморная, то кондуктор можно снарядить резцами или абразивными тёрками. Тогда, после грубой ручной обработки, вращением кондуктора можно получить тот же эффект, что и от токарника. Если колонна рифлёная (ребристая), то вторым кондуктором можно придать ей цилиндрическую форму, а первым - проконтролировать изготовление рифления. В принципе, и конусную колонну можно сделать с помощью кондукторов, только их нужно несколько, разных диаметров.

Ну хорошо, с цилиндрическими понятно. А что если нам нужен обелиск? Его же вращением не сделать

Ещё проще. Сначала грубая обработка скалыванием - придание формы и подготовка к шлифовке. А потом, любая прямая доска с абразивом - это готовый кондуктор. Только прямолинейность углов нужно контролировать, теми же банальными верёвочками, как разметка для фундамента.

Тогда другой вопрос. А на какое изделие ты бы сразу сказал - вот тут без высокотехнологичных машин и лазерных резаков никак?

Например, глухое квадратное отверстие в монолите, шириной в пару сантиметров и глубиной в метр, с чёткими гранями и идеальной геометрией. Моего практического опыта не хватает, чтобы придумать, как это сделать ручным инструментом без лазера и ультразвука.

Так, что больше по геометрическим отверстиям можно было бы угадать высокотехнологичную обработку. Всё остальное в той или иной степени осуществимо ручным инструментом. Другой вариант многократно повторяющиеся элементы, имеющие отличия максимум - в десятые доли миллиметра при размере элементов не менее дециметра.

Но это не точно. Встречал я мастеров, которые с помощью, например, шаблонов, и не такие чудеса показывали ручным инструментом. Правда, современным и не по камню.

А что с волшебными шарами из Китая, которые вложены друг в друга?

Вот эти большие дырки - конусные, идут до самого центра. Служат они для того, чтобы специальными резцами подрезать горизонтальные перемычки между этими дырками, а на отделённых внутренних шарах сделать резьбу.
На каждый шар - свой резец, изогнутый соответственно его дуге. Сначала отделяется самый мелкий - центральный шар, на нём делается резьба, шлифуется и полируется, затем следующий и так далее.

Изготовление шара современным инструментом
Изготовление шара современным инструментом

Работа не столько сложная, сколько очень долгая и кропотливая, требующая великолепного глазомера и мелкой моторики. И даже отчасти - мастеровой интуиции, когда речь идёт о шарах в 8, 10 и более "этажей". И если по слоновой кости резать хоть и долго, но более-менее понятно по срокам, то по нефриту, да без современных материалов и инструментов - это просто адова работа. Единственное предположение - мастера при императорском дворе кормили десятилетиями, пока он кропотливо шоркал слой за слоем. Ибо ошибиться нельзя - годы работы пойдут насмарку.

А ты сам над чем сейчас работаешь?

Самое свежее - подвеска. Жене в подарок сделал. Работа несложная, но имеющая целую кучу нюансов, которые невозможно учесть без опыта. Лист - титан, цветок - сапфирин (голубой агат), в центре - аметист в серебряном касте. По-моему, получилось очень удачное сочетание цвета и формы.

Или вот ещё гарнитур: заколка и серьги из бивня мамонта с чароитами и шкатулка к ним.

Тогда до следующей встречи. Дорогие читатели, пишите вопросы, касающиеся камня и кости, а мы зададим их Владиславу

С резчиком по камню и кости, ювелиром Владиславом Швецовым беседовал Максим Трусов (канал "С чего вы это взяли")

С чего вы это взяли? | Дзен