Даже тем, кто не очень хорошо разбирается в кинематографе, известно, что основой любого произведения является сюжет. Это последовательность событий, связанных причинно-следственными связями, которые и определяют ход развития истории. В классическом повествовании можно выделить три части: вступление, основную часть и заключение.
Антисюжет предполагает обратное. Это авангардный подход в искусстве кино. Термин «антисюжет» впервые был использован в 20 веке, когда кинематограф перестал быть просто аттракционом. Антисюжет включает в себя элемент случайности, контраста, неожиданности и предполагает смещение фрагментов повествования во времени. В нём причинно-следственные связи перестают быть такими важными, как в классическом сюжете.
Однако следует понимать, что наличие «антисюжета» в фильме не означает вовсе отсутствие сюжета как такового. Скорее это способ игры с распространенными клише и ожиданиями аудитории. Антисюжет – это важный инструмент в арсенале режиссёра и сценариста, который позволяет экспериментировать с формой и содержанием произведения.
Давайте разберём три совершенно разных, но одновременно схожих фильма, в которых использовался тот самый «антисюжет».
Автор: Кузьма Тужиков
Криминальное чтиво
Один из самых известных фильмов Квентина Тарантино, «Криминальное чтиво» ярко демонстрирует все возможности и преимущества антисюжета. Неожиданно для зрителей, повествование начинается с середины истории, затем мы наблюдаем кульминацию, и только в конце нас ожидает условное «вступление». Иными словами, композиция фильма перевёрнута.
Таким образом, фильм в хаотичном порядке рассказывает одновременно несколько историй разных героев — Бутча Кулиджа (Брюс Уиллис) и профессиональных убийц Винсента и Джулса. Антисюжет позволил Квентину Тарантино поставить положительного Бутча в один ряд с киллерами. Это было желанием самого режиссёра: сделать так, чтобы зритель любил всех персонажей.
К тому же, если бы Тарантино снял легендарное «Криминальное чтиво» классическим способом, любимца многих зрителей Винсента убили бы ещё в середине. А с помощью антисюжета мы смогли любоваться героями намного дольше. В конце фильма происходит инцидент в закусочной с участием тех же: Винсента, Джулса и грабителей. Только тогда мы узнаём настоящие характеры персонажей и наконец-то понимаем мотивы их действий, за которыми наблюдали около двух часов. Оказывается, что в центре антисюжета была история не Бутча, а внутренний мир двух киллеров. Такое открытие заставляет нас изменить своё отношение, взглянуть на фильм под другим углом. Вот так приёмы антисюжета играют с ожиданиями зрителей, нарушая устоявшиеся каноны.
500 дней лета
Теперь мы плавно переходим к фильму Марка Уэбба «500 дней лета». В этом фильме рассказывается история о парне по имени Том, который влюбляется в девушку Саммер. Хотя картина, опять же неожиданно для зрителей, начинается с расставания главных героев.
На протяжении всего фильма зритель наблюдает за тем, как Том любит главную героиню, но потом они начинают ссориться. Рандомизация событий помогает ощутить тот самый контраст во внутреннем мире персонажей.
Такая особенность фильма роднит его героя Тома с Винсентом и Джулсом из «Криминального чтива». Ведь использование антисюжета в первую очередь было направлено на раскрытие внутреннего мира персонажей. Однако «500 дней лета» имеет логичный и даже предсказуемый (для антисюжета) финал, который пришёлся всё-таки на конец фильма, а не начало, как в фильме Тарантино. Это было сделано для того, чтобы режиссёр Марк Уэбб мог напрямую донести основной «месседж» фильма до зрителя.
Всё же, возвращение от «антисюжета» к «архи», то есть «классическому», не испортило картину, а только дополнило её. У сюжета, каким бы он ни был, нет рамок, а игра с этим инструментом – лишь изощрённый способ общения со зрителем и передачи ему ключевой идеи фильма.
После работы
Также важным отличием архисюжета от других является отсутствие причинно-следственной связи между событиями и эффект случайности, который служит топливом для развития сюжета.
Фильм «После работы» рассказывает о Данне Гриффине, который, как раз случайно, знакомится с девушкой в кафе. Затем начинают происходить интересные и странные события: главный герой едет на такси к девушке домой, но у него случайно выпадают из кармана 20 долларов. Он замечает эти же деньги в доме, занесённые ветром через окно. А потом внезапно его девушка Тереза совершает самоубийство. Герой выбегает из квартиры, а в метро прохожие принимают его за грабителя. В погоне он прячется внутри статуи, которую помещают в грузовик. В конце фильма герой выпадает из этого грузовика прямо у здания, где находится его офис.
Все эти случайные события показаны вовсе не для «раскрытия внутреннего мира героя», а просто чтобы развлечь зрителя. Так персонаж Гриффина напоминает шар, беспорядочно перекатывающийся с места на место, пока не упадет в сетку.
Однако если в фильме «После работы» случайность создаёт комедийный эффект, то в ранее упомянутых «500 дней лета» и «Криминальном чтиве» она используется для того, чтобы зажечь действие в сюжете. В фильме Тарантино Винсент случайно нажимает на курок пистолета, что приводит зрителя к сцене мойки автомобиля, в которой герои показывают свои «скрытые», то есть человеческие стороны. В «500 дней лета» сама героиня Саммер является случайностью. Её действия непредсказуемы, она персонаж-образ, который следует написанному сценаристом.
В каждом из этих фильмов антисюжет проявляется через неожиданные повороты самой истории, контрастные события и нарушение ожиданий зрителя. Однако эти примеры также доказывают, что у антисюжета нет ограничений. Все эти картины отличаются своими уникальными особенностями. Использование антисюжета не сделало их лучше или хуже — оно добавило изюминку. Будь то беспорядочная комедия с чёрным юмором, драма с важнейшим посылом для зрителя или абсурдное путешествие, в котором раскроется глубокий внутреннего мир героев.