Найти тему
Путешествуя налегке!

Самый уютный музей Москвы! Детские портреты на выставке "Память о счастье" в музее Тропинина!

В камерном музее Тропинина проходит новая интересная выставка. Семейные и детские портреты конца XVIII - первой половины XIX веков. В экспозиции представлено около 120 работ В.А. Тропинина, Брюллова, Гампельна, Соколова и других российских художников из фондов музея, и частных коллекций.

Василий Тропинин. Девочка с собакой (портрет Дарьи Римской- Корсаковой). 1831 год. Холст, масло.
Василий Тропинин. Девочка с собакой (портрет Дарьи Римской- Корсаковой). 1831 год. Холст, масло.

В 1830 году в России выходит книга "Селам, или язык цветов". Дворянское общество зачитывается ею, аллегории "цветочного" языка тут же находят отражение в сентиментальной живописи того времени.

На портретах матерей с детьми изображают розы с раскрытыми бутонами. Изображение георгина за спиной мужчины-вдовца говорит: " Я еще свободен". Также масса аллегорий и в других аксессуарах на полотнах. Изображение собаки рядом с девочками - символ супружеской верности, добродетели, хлыстик в руках мальчика - символ послушания.

Портрет мальчика с яблоком. Неизвестный русский художник круга В. Боровиковского. 1791-1810 гг. Холст, масло. ( Целое яблоко символизировало невинность ребенка).
Портрет мальчика с яблоком. Неизвестный русский художник круга В. Боровиковского. 1791-1810 гг. Холст, масло. ( Целое яблоко символизировало невинность ребенка).

Так как до определенного возраста в те годы детей одевали одинаково - только по аксессуарам иной раз можно отличить мальчика от девочки). Например, по кушакам. У девочек кушаки были голубыми ( цвет одежды Богородицы), у мальчиков - красные ( цвет гвардейских мундиров).

Парные портреты Ольги Павловны и Николая Павловича Кривцовых в детстве. Художник - Петр Шамшин. 1842 год. Холст, масло. Интересный момент: цветочная композиция в корзинке Оленьки Кривцовой указывает на месяц ее рождения - август. Тут георгины и пр. сезонные цветы.
Парные портреты Ольги Павловны и Николая Павловича Кривцовых в детстве. Художник - Петр Шамшин. 1842 год. Холст, масло. Интересный момент: цветочная композиция в корзинке Оленьки Кривцовой указывает на месяц ее рождения - август. Тут георгины и пр. сезонные цветы.

Из -за высокой детской смертности в то время дети часто воспринимались как некий "восполняемый ресурс". Ребенок должен был вырасти, чтобы получить полное уважение. Поэтому посмертные портреты детей были редкостью и выглядят они особенно пронзительно!

Посмертный портрет ребенка. Неизвестный художник (копия с Г. фон Преннера). 1750- 1755гг. Холст, масло. (О том, что это - посмертный портрет - сообщают символы на картине: рука провидения, забирающая ребенка на небеса, цветок увядающей розы, на заднем плане - кипарис, символ скорби и траура, синий гиацинт тут - как олицетворение необратимости смерти.)
Посмертный портрет ребенка. Неизвестный художник (копия с Г. фон Преннера). 1750- 1755гг. Холст, масло. (О том, что это - посмертный портрет - сообщают символы на картине: рука провидения, забирающая ребенка на небеса, цветок увядающей розы, на заднем плане - кипарис, символ скорби и траура, синий гиацинт тут - как олицетворение необратимости смерти.)

На экспозиции представлены портреты кормилиц с детьми. Так как кормилица выносила младенца к гостям - ее одевали нарядно в аристократических кругах: шитые золотом кокошники, бусы, красивые сарафаны. Известно, что, например, император Николай II поддерживал связь со своей кормилицей до конца жизни: дарил ей подарки, поверял свои личные тайны, назначил достойную пенсию.

Кормление грудью дворянками порицалось, считалось неприличным явлением. Когда английская королева Виктория узнала, что ее внучка, российская императрица Александра Федоровна, лично кормит своих дочерей, то пришла в ярость! Отправила гневное письмо и приказала назвать именем внучки корову!)

Портрет ребенка с часами. Художник - Григорий Юров. 1852-1862 гг. Холст, масло. ( На этом портрете часы имеют двоякое значение: это и знак социального положения, и символ быстротечности времени, детства).
Портрет ребенка с часами. Художник - Григорий Юров. 1852-1862 гг. Холст, масло. ( На этом портрете часы имеют двоякое значение: это и знак социального положения, и символ быстротечности времени, детства).

Не только детская смертность, но и гибель женщин при родах была в середине XVIII века частым явлением. Ниже - портрет отца и дочери на фоне обелиска, возведенного в память рано ушедшей жены и матери. Надпись на обелиске гласит: " Невозвратимая утрата случилась 27 апреля 1801 года".

Портрет неизвестного с дочерью. Художник - Пешка Юзеф. После 1801 года. Холст, масло.
Портрет неизвестного с дочерью. Художник - Пешка Юзеф. После 1801 года. Холст, масло.

На выставке немало интересных экспонатов. Тут есть такая редкость, как портреты - миниатюры, обрамленные бумажным кружевом. Эти хрупкие миниатюры сложнее сохраняются, чем вышивка. Есть уникальные каминные украшения, статуэтки, вазы и пр.

-7

Выставка будет открыта до 12 сентября 2024 года. Адрес музея Тропинина: Щетининский пер. д. 10, стр. 1. ( рядом с Большой Ордынкой).

Часы работы музея: все дни, кроме четв. - с 11 до 19ч., четв. - с 13 до 21ч. Выходной - пон. Цена билетов: 100 - 300 руб. Дети до 7 лет - бесплатно.