Найти в Дзене

Подросток не выговаривает звонкие звуки. С чем это связано?

Оглавление

От нашей подписчицы поступил вопрос: «Скажите, пожалуйста, а с чем может быть связано, что ребёнок (сейчас уже не совсем ребенок, скорее подросток, но это идёт с раннего детства) не может выговаривать звонкие буквы, причем не только шипящие и свистящие, но и такие вроде несложные как "Б, Д, Г". Наши логопеды сами впервые с таким случаем столкнулись. В итоге ребенок просто запоминает слова с этими буквами, раньше на письме путал, сейчас нет. Но все равно хорошо произносить не получается. Только если специально, несколько раз перед этим все равно неправильно сказав». О дефекте озвончения рассказываем в нашей статье.

Подросток не выговаривает звонкие звуки. С чем это связано?
Подросток не выговаривает звонкие звуки. С чем это связано?

Часто родители обращаются за помощью к логопеду, если ребёнок не выговаривает звуки или произносит их неправильно. Но есть такие случаи, когда звуки артикуляционно произносятся верно, но глухо.

Например, вместо «жар» ребёнок говорит «шар», вместо «горка» говорит «корка», вместо «коза» — «коса» и так далее. Это нарушение называется дефектом озвончения.

А вот если ребёнок, наоборот, произносит глухие согласные звонко (например, «бар» вместо «пар» или «жуба» вместо «шуба»), то это называется дефектом оглушения.

Почему так происходит?

Первая причина – плохая координация с отчетанной работой голосового и артикуляционного аппарата. Голосовые связки могут как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением голоса.

Вторая причина — недоразвитие фономатического слуха. В данном случае ребёнок не улавливает акустических различий между глухими и звонкими согласными, а потому смешивает звуки в речи.

Третья причина — частичное снижение слуха, то есть из-за недостаточного слухового контроля дети совершают замену акустически близких звуков.

И четвёртая причина – билингвизм. Это объясняется смешением фонем двух языков, которые постоянно слышит в семье либо целенаправленно изучает ребёнок. Если фонетика родного языка представлена в основном глухими согласными, то и в русской речи звуки будут оглушаться.

Казалось бы, что нет ничего критичного в этом нарушении произношения звуков, ведь ребёнок говорит понятно. Но, к сожалению, даже после коррекции в устной речи дефекты оглушения или озвончения переходят в письменную речь. В этом случае мы уже будем говорить о дисграфии и о успеваемости ребёнка в школе.

Какая необходима диагностика?

При стойком оглушении звонких согласных необходима консультация лор-врача и регистрация аудиограммы, так как довольно часто дефект озвончения сочетается с тугоухостью. Если причина дефектов озвончения кроется в тугоухости, то в первую очередь необходимо решить вопрос о восстановлении слуховой функции. Чаще всего в этих случаях прибегают к слухопротезированию.

Если лор и сурдолог не выявили со своей стороны никаких патологий, то основная роль в коррекции дефектов оглушения озвончения принадлежит логопеду.

В данном случае логопедическая диагностика требует всестороннего изучения речевого статуса ребёнка. Это строение органов артикуляции, состояние речевой моторики, оценка дыхания, голоса, просадических компонентов, обследование фонетико-фономатической и фонетической, то есть произносительной стороны речи.

Как проходят занятия?

На занятиях ведется работа по следующим направлениям.

  1. Развитие фономатических процессов. Ребенка обучаются подставлять речевые звуки по различным характеристикам – тихо, громко, отрывисто-протяжно, звонко, глухо.
  2. Формирование дыхания, голоса и артикуляционных укладов. Проводится дыхательная гимнастика, используются упражнения для развития высоты и силы голоса, полезно проведение вибрационного массажа гортани, активизирующего колебания голосовых связок, зондового массажа, артикуляционной гимнастики, логопедического тейпирования.
  3. Постановка и дифференциация звуков. Рекомендуемая последовательность отработки фонем при их тотальном оглушении: сначала звук В, затем З, потом Ж, Б, Д и после Г.

Работа над каждым звуком обязательно дополняется тактильно-вибрационным контролем гортани. После автоматизации оглушаемых и озвончаемых звуков осуществляется длительная работа над их дифференциацией.

Ваш подросток сталкивается с трудностями в речи?

Записывайтесь на бесплатное диагностическое занятие с логопед онлайн-центра "Формула речи". Опытный специалист найдёт индвидуальный подход к ученику, выявит возможные нарушения и ответит на все ваши вопросы.

Логопед онлайн | Логопед детям и взрослым | Формула речи