Найти тему
Маркетплейс Рывок

Цифровой тоталитаризм и социальный рейтинг

Добро пожаловать на наш подкаст «Рывок», где мы обсуждаем самые актуальные и спорные темы современного бизнеса и образования. Сегодня в гостях у Никиты Филатова — Михаил Слободинский, управляющий партнёр социальной сети для бизнеса Tenchat. Получился интересный и насыщенный разговор о бизнесе, государстве и будущем цифрового мира.

Никита Филатов: Вы управляющий партнер Тенчата?

Михаил Слободинский: Верно.

Никита Филатов: Чем вы занимаетесь?

Михаил Слободинский: Ну, собственно говоря, есть текучка, которая, конечно, съедает, как в любом деле, 90% времени. Это то, что необходимо сделать. А есть 10% времени, это когда ты фантазируешь, где ты придумываешь какие-то стратегические задачи, где ты обозреваешь бизнес-модели, чем мы вообще занимаемся, куда мир стремится, тренд-вотчинг, общение с людьми, разговор. Вот все это перевариваешь и распыляешь среди своих коллег, чтобы это все прорастало и получались новые функции.

Никита Филатов: Концептуально очень хорошо понимаю, а есть ли какие-то зоны ответственности?

Михаил Слободинский: Нет, поскольку мы все-таки такая молодая компания. Каждый, где чувствует необходимость приложить силы, тот туда и идет. Ну и друг друга не ограничиваем.

Никита Филатов: А много у вас человек в команде?

Михаил Слободинский: Здесь всегда трудно дать однозначный ответ, ведь мы являемся группой компаний. Многие сотрудники работают сразу в нескольких из них. Поэтому не всегда понятно, к какой именно компании их отнести. Однако есть творческая часть нашей команды, которая отвечает за идеи, общение, маркетинг и мероприятия. В неё, вероятно, входят около 50 человек. Также у нас есть довольно большой блок разработки, тестировщиков и других специалистов, связанных с IT-системой. В целом, вероятно, наша команда насчитывает около 200 человек.

Никита Филатов: Это уже большой коллектив. Как вы видите свою миссию?

Михаил Слободинский: Я достаточно долго выбирал, потому что прекрасно понимаю, что если разбить свою жизнь на какие-то несколько десятилетий, то пришло, то самое десятилетие, когда я в последний раз могу быть так реально активным, куда-то повести людей. Соответственно, мне нужно придумать какую-то большую цель сначала на 10 лет, да, а дальше за горизонт своей жизни.

Вы, наверное, как предприниматель знаете, что если поставить цель на год, то она выполнима, а если поставить цель на 10 лет и за горизонт жизни, то у вас появляется миссионерство, вы начинаете проповедовать, вы начинаете быть евангелистом, вы куда-то людей ведёте. А в течение года ты их никогда не приведёшь, ты просто их загрузишь работой.

И если говорить про такое целеполагание, то я абсолютно верю, что Тенчат в течение 10 лет можно сделать мегавселенной для делового человека, который в 14 лет получил свою первую кредитную карточку, и дальше вот живет, живет, живет, живет, живет, пока ему не скажут все, иди отдыхай. И по дороге пытаемся посмотреть, что этим людям нужно.

Есть какие-то базовые потребности. В общем и целом у людей стремления одни и те же. И для этих стремлений нам нужно обеспечить ему комфортный переход. Соответственно, отслеживаем путь делового человека. Если мы видим, что ему нужны сотрудники для его стартапа, значит, нужно добавить блок сотрудников.

Если мы понимаем, что ему нужно за своей репутацией следить, там мы проявляем возможность управлять репутацией. Возможно, на это наложится идея социального рейтинга. Это неизбежность. Мы хотим знать, с кем мы имеем дело.

Никита Филатов: Я хотел затронуть тему чуть больше, но мы сразу туда углубились. Тема социального рейтинга безумно интересна. То есть мы идем к такому цифровому тоталитаризму?

Михаил Слободинский: Абсолютно нет. Вот это страшное то, что нам рассказали в кино, и что получилось в Китае. Если проанализировать, почему оно пошло не так, что получается в Китае? Чтобы получить высокий рейтинг, ты должен набрать баллы. Если ты набрал большие баллы, то добро пожаловать в ЦК КПСС. Если ты набрал мало баллов, то ты не можешь выбраться уже из этой ямы, потому что, чтобы доехать до новой работы, тебе нужно сесть в метро, а в метро тебя не пускают. И ты в яме, из которой выбраться не можешь. Проблема в том, что это такая одномерная история. Ты или набрал, или не набрал. А нужно делать трёхмерно, потому что у людей есть разные свойства, где-то у него сильная сторона, а где-то слабая.

Никита Филатов: Назовите эти три измерения.

Михаил Слободинский: Например, твоя социальная активность, твоя госактивность и твои знания. Если ты умный, но гад, то ты находишься в одной стратегии. Если ты не то, не сё, то ты где-то в серединке. Просто для каждого должны быть разные человеческие пузыри. Ты в этом рейтинге перестаешь быть хорошим и плохим, а ты становишься понятным, с тобой понятно, как взаимодействовать.

Компания понимает, ага, социально активный, рвётся вперёд, ну какая разница, что он глупый, ему всё равно хочется кататься на Порше. Ну, пожалуйста, вот ему Порше, а умному, но не богатому, ему Лада Калина, но зато он тоже поедет на дачу, да? Вот социальный рейтинг, это не про хороший, плохой, а это про какой всё-таки ты.

Полная версия подкаста:

А что вы думаете о социальном рейтинге? Ждем ваших комментариев!