С последней четверти 19 столетия начинает набирать силу татарский капитал, к началу 20 в. он занимал уже заметное место в общей структуре капиталооборота Астраханской губернии. Первые татарские предприятия появились в Астрахани еще в конце 18 в. Например, в 1778 г. в городе было организовано кумачное производство Мусы Кадырбердеева. К 1791 г. число таких предприятий достигло 13.
Авторы - С.Т. Рахимов, И.С. Рахимов
В первой половине 19 в. в Астрахани татарские бумагопрядильные и шелковые мануфактуры производили около 100 тыс. аршинов различных тканей: бязи, пестряди, китайки и другие товары. Самой крупной считалось предприятие Хаджимурата Айвазова. Кроме того, действовали мануфактуры Абубакира Султанова, Ибрагима Курамшеева, Измаила Ниязова, Абдрашита Мустаева, Канифа Абдуллаева и других.
Бумагопрядильное производство принадлежало в основном татарам трех азиатских дворов – Гилянского, Агрыжанского, Бухарского. Однако к середине 19 в. фабрики и заводы имели уже меньший оборот.
Позднее на смену обедневшим «азиатским» татарам пришли переселенцы с верховьев Волги – пензенские, казанские татары и другие, в чьих руках сконцентрировалась местная торговля. Владельцами кожевенных предприятий были С.Баязитов, Х.Мирхалимов, А.Ходжаев, А.Дашкин; рыбным промыслом занимались Капкаевы, Башмаковы, Барашевы, Донские и многие другие.
Один из предпринимателей – Абубекир Дашкин в начале XX столетия являлся гласным Астраханской Городской Думы. Несмотря на значительное число татар среди горожан, в астраханском городском самоуправлении мусульман практически не было. В 1910 г. только в Астрахани было всего 33 татарских торгово-промышленных предприятия, мануфактурные и продуктовые магазины, лавки, рисоочистительная фабрика на 500 рабочих, два книжных издательства.
Казанский купец Шакир Казаков в Астрахани владел чаеразвесочной фабрикой. Татарские купцы продолжали вести торговые операции на базарах губернского центра. Например, «Большие исады» для туристов являлся своеобразной городской достопримечательностью именно из-за своего неповторимого восточного колорита.
Далеко за пределами губернии были известны астраханские купцы Ягудины, Мухаммедовы. Эти купцы имели деловые связи не только с российскими торговцами, но и с предпринимателями Персии.
Как и в остальных городах Российской империи, в Астрахани многие татары занимались извозным промыслом. Например, в 1904 г. из 3801 местного извозчика большинство составляли татары. Бедные городские татары уходили работать бурлаками или нанимались рыбаками.
По мнению Дамира Исхакова, в результате массовой миграции волго-уральских татар на рубеже 19–20 вв., Астрахань, наряду с Казанью, Уфой и Оренбургом, стала одним из крупных общетатарских культурных центров. Другими словами, астраханские татары получили «энергетический впрыск» в свою среду от предприимчивых пензенских татар-мишарей и казанских татар. Не стоит забывать, как в конце 19 века состояние астраханских татар русские публицисты описывали как крайне плачевным.
Здесь в Астрахани функционировали мектебе и медресе, издавались газеты и журналы, работали типографии, татарский театр, действовали многочисленные мечети. Среди местных татар доминировала национальная городская культура, сложившаяся на основе традиций татар-переселенцев, испытавшая определенное воздействие сохранившихся традиций степной культуры средневековых ногайских татар.
К началу 20 в. здесь уже сформировалась группа представителей местной интеллигенции (журналисты, писатели, поэты, педагоги, купцы-меценаты). Активную общественную деятельность вело и местное мусульманское духовенство. Вся эта система через благотворительные фонды поддерживалась финансами татарских предпринимателей. Местные предприниматели оказывали активную благотворительную и иную помощь существовавшим образовательным, культурным и общественным учреждениям.
Помимо газеты «Идел», в городе с 1906 по 1910 гг. издавались газета «Борхане тараки» (Доводы прогресса), журналы «Магариф» (Просвещение), «Мизан» (Весы), «Халык» (Народ) и даже революционный сатирический журнал «Туп» (Пушка), правда, просуществовал он недолго, вышло лишь три номера в 1907 г.
С 1907 года в городе заработал татарский театр, на сцене которого свои первые шаги делали Зайни Султанов (1892–1952), впоследствии ведущий актер Татарского академического театра в Казани; заслуженная артистка РСФСР Сара Байкина, которая в 1920-е и 1930-е гг. работала в крымско-татарском театре; Марзия Даутова (1901–1962) – первая женщина из татар, удостоенная звания народной артистки Советского Союза (1942 г.). Всю свою жизнь после родного города она проработала в Азербайджанском академическом театре. Свои первый творческие шаги в искусстве в родном городе делала Зайнап Садриева, ставшая затем народной артисткой Узбекистана; Фатыма Кадриева – впоследствии народная артистка Азербайджана и многие другие.
В Астрахани и в Красноярском уезде губернии действовали пять благотворительных обществ, занимавшиеся решением вопросов культурной жизни и обучения детей. Жизнь мусульманских общин города строилась вокруг мечетей. В начале XXв. в Астрахани было 12 мечетей.
Среди них необходимо отметить Зеленую мечеть (№8) в Царевской слободе, Белую мечеть, известную еще с 18 в., 9-ю соборную мечеть Гилянского двора. В конце 19 в. строительство этого мусульманского храма профинансировал Мухаммедшакир Казаков. Его отец – Мухаметзян Казаков, еще с 1852 г. состоял во второй гильдии астраханского купечества. Занимались Казаковы в основном чаеторговлей. Закончили строительство мечети к 1898 г., здание стало архитектурным достоянием города, а горожане прозвали ее Казанской.
О постоянных деловых связях Мухаммедшакира Казакова с Казанью говорит и то, что на страницах астраханской газеты «Идел» регулярно появлялась рекламные объявления его казанских предприятий. Потомственный почетный гражданин М.-Ш.Казаков в начале XXв. являлся также почетным блюстителем единственного русско-татарского начального училища в Астрахани.
Наибольшее число мечетей было в Царевской слободе города. К 1910 г. в Астрахани насчитывалось уже 18 мечетей, при них работали 19 мектебов и 6 медресе.
Помимо общинных учебных заведений, работали в Астрахани и государственные начальные школы. Русско-татарская школа города Астрахани была учреждена в 1882 г. В первый учебный год в ней обучались 23 ученика, в 1890 число учащихся достигло 40 человек, в 1895 г. в ней было уже 67 учащихся.
В начале 20 столетия в городе существовали уже два мужских начальных училища. Учились там в основном дети менее состоятельных родителей, которые не могли позволить долгое обучение в медресе и для них было важнее получение практических навыков, в том числе знание русского языка