У нас Россиян все изменения происходят очень ярко – это База. Не стала исключением и эпоха конца двадцатого столетия. Как известно культура это зеркало нашего настоящего ,и мода как её часть, сегодня покажет нам какими мы были в эти для кого-то уже далекие, а для кого-то ещё не очень годы.
В двух словах это был калейдоскоп цветов, стилей, идей и мнений отразившихся в жизни. И многое, что мы имеем сейчас, берет свои истоки в 1990-х. Вспомним только о главных из них:
Ну обязааательно джинсы… Как грустно думать в 2124 году, что кто-то когда-то мечтал купить спецодежду матросов из Генуи или пастухов из США. Но, к сожалению, лёгкая промышленность в СССР не отвечала запросам населения. Каждый человек хочет выделяться, и 90-е годы людям это позволили.
Справедливости ради, теперь это все вызывает ностальгию и неплохо подойдет в качестве casuallook’a. Сейчас Вас никто не заметит, а раньше были бы самыми крутыми на районе ,надев такие вещи. Ещё с фирменными часиками. Они, кстати, до сих пор продаются, при этом не дорого. Проблема только в том, что бренд Montana никогда не существовал, кто-то просто удачно спекулировал на любви советских граждан к американскому ширпотребу.
Цвета, цвета, цвета много разной палитры - калейдоскоп в основном в женской одежде, хотя ребята тоже не отставали. Спортивные костюмы и лосины.
Свитера «Boys», кроссовки Adidas и Puma, футболки с «Титаником»…
Любимые ковры со стен перекочевали на людей, спортивная обувь уже тогда стала универсальной, а футболки с принтами – у каждого и сейчас есть такая слабость – total look готов.
90-е годы не просто полет фантазии это еще и зарождение течений fashion культуры.
Гранж – модный стиль, который трактуется очень по-разному. Это и протест основным модным тенденциям, тогда противопоставление гламуру. При этом отдается предпочтение удобству, повседневности, универсальности. В радикальном выражении поношенные вещи, выленявшие, рваные в целом - стиль альтернативных музыкантов того времени типо Курта Кобейна.
Из одежды клетка/ полоска рубашка, свитер, футболка/ тишка с принтом, джинсы – вещи широкие, размеров чуть больше подходящих. Ботинки Dr.Martens.
Россия 90-х дала свой стиль модной индустрии, получивший название – бандитский. Так же свою долю внимания получили спутницы «братков», которых заграницей за их внешний вид стали называть «slavic bimbo». Гардероб мужчин отличался цветастыми рубашками и пиджаками (тот самый «Малиновый» вообще стал нарицательным) массивными золотыми цепками и печатками на пальцах. Дамы предпочитали выглядеть нарочито дорого и всячески подчеркивать свой статус. Мех, платья Haute couture, золото и бриллианты где они только могут быть, длинные ногти, шикарные прически и все это на повседнев. В западных странах этот стиль считался моветон. А как по мне ну и что... могли себе позволить.
Мода 90-х отмечена зарождением ещё 2-х стилей кэжуал (casual) и рейв (неон) – последний не получил большого отклика среди дизайнерских брендов, а вот первый прочно укоренился в сердцах миллионов по сей день.
Я уже не раз замечаю, что сейчас есть такое разнообразие одежды аксессуаров украшений косметики и т.д., что люди формируют свой стиль сами – для этого в массе своей им больше не нужны модные тренды, они остались для избранных поклонников этого дела. Каждый одевается и выглядит как хочет – ведь изначально – одежда просто способ согреться. Дальше она стала отражением культуры и сейчас в эпоху мета модерна (отсутствия рамок чего-бы то ни было, к примеру, идеологии) мода попросту растеклась по тарелке. Все, что осталось это эксклюзив дизайнеров через звезд типо каким был off-white через Канье В. / классический рабочий стиль типо костюма тройки / и удобный повседневный кэжуал, от части преемник гранжа в его более умеренном исполнении.
Итак, кэжуал (от англ. Casual – обычный, повседневный) – удобная одежда на каждый день, в 90-е отличалась разнообразием палитры цветов, до того как в моду все больше стали входить постельные тона, то есть все той же броскостью, но здесь люди думали о практичности.
Рейв (неон) или нео-рейв – модный стиль 90-х, характеризующийся отрывом от реальности, неестественными оттенками и принтами на одежде, это поток сознания и воображения под электро-техно хиты того времени типо The Prodigy в клубах на закрытых тусовках. Кислотные или яркие цвета, винил, стразы как правило сочетались в паре с черным или серым. Облегающие платья, майки, топы, леггинсы, боди. Чтобы представить как это было, можно вспомнить фильм Матрица или Блэйд. А ну и Электроника.
Помимо удивительных стилей 90-е годы для России стали генезисом целой новой индустрии моды, начиная с закрытых показов и сейлов, первых дизайнеров и стилистов. Открывались магазины с заграничными брендами, налаживались экономические связи с Китаем, Турцией и другими странами, а наше собственное производство после обвала в 1990 году, адаптировалось под новые условия.
До начала 90-х мода в России как таковая существовала только на страницах союзного журнала Siluett, показах в Домах моделей, личных портных и квартирах фарцовщиков. Ни о каких серьезных магазинах одежды речи не шло, так как промышленность не успевала – все продавалось, «выкидывалось» партиями в разное время и в разных местах – одним из таких мест был «Лейпциг» метро Юго-Западное в Москве, ГУМ, ЦУМ, Берёзка или Марьинский Мосторг. В основном это была одежда стран социалистического лагеря по большей части унифицированная.
Не менял картины даже открывшийся в 1982 году Дом моды Вячеслава Зайцева. По сути это было то же ателье, только большое. Однако огромной заслугой является то, что вместо обезличенного ВНИИТП (Всесоюзного научно-исследовательского института трикотажной промышленности) или ОДМО (Общесоюзного дома моделей) появился наконец автор с человеческим именем.
И все же процесс тяжело, но шёл. Первой эдакой вехой стало открытие в 1989 году по сути как у нас сейчас магазина в тц - «Калинка-Стокманн» в ГУМе. Это был первый росток фэшн-ритейла в стране. Везут всё актуальное: Karl Lagerfeld, Moschino, Sergio Rossi, Alberta Ferretti, Wolford. Конкурентов нет — и за неполных полгода оборот двух советских магазинов «Стокманна» превышает миллион инвалютных рублей, невообразимая сумма для розницы того времени.
Затем открылись филиалы на Ленинском и Долгоруковской, особым успехом пользовался детский отдел – с одеждой для малышей в стране было особенно тяжело.
С 1994 года стали проходить первые известные и по сей день Недели моды в Москве. Задачей мероприятия стало развитие индустрии моды в России и её популяризация. Как и каждая сфера она вышла из под государственного крыла и должна была учиться жить в условиях свободного рынка. С этих ивентов мы знаем имена Нины и Дониса, Игоря Чапурина, Дениса Симачева, Алены Ахмадуллиной, Виктории Андреяновой, Валентина Юдашкина. (фотографий этого мероприятия в сети почти нет, что грустно, но кое-что найти удалось((()
Так прошла середина 90-х годов. Сюда же можно отнести неделю российской моды в Сочи 1995, премию Smirnoff International Fashion Awards того же года.
Дизайнеры творили новое время, например Алексей Греков и его джинсовая коллекция 1996 года. Как по мне очень удачная коллекция мирового уровня.
В 1998 году универмаг (не магазин) «Стокманн» все-таки открылся в свеженьком Смоленском пассаже. Это был интересный год: в стране грянул дефолт, но несмотря ни на что в августе в Москву приехали The Rolling Stones, а в сентябре под девизом «В России наконец!» вышел первый номер русского Vogue. Началась эпоха русского гламура. Мы научились правильно выговаривать Готье (вместо «Гольтьер»), ценить нейлоновые рюкзаки и черные ботинки Prada. Знаменитые красные пиджаки постепенно растворялись в тумане истории. Эстетическим идеалом эпохи стала Ума Турман из «Криминального чтива» — точеная брюнетка с каре в белой рубашке и черных брюках. Универмаг «Стокманн» из недосягаемого люкса превратился в то, чем и должен быть: в правильный department store для уверенного среднего класса. Здесь жители Садового покупали косметику и посуду, детские комбинезоны и постельное белье, ну и конечно же, белые рубашки, черные брюки и правильный кашемир.
Примерно такой в красках лично мне показалась история моды в россии 90-х годов. Это обрывки разных эпох, идеалогий, сочетание несочетаемого – броунерское движение, которое в конечном итоге, к началу нулевых, начинает упорядочиваться. Что бы что? Время покажет.
Это ,конечно, не все что я хотел бы вам рассказать. Но мы с вами ещё обязательно встретимся на страницах моего блога. До свидания.