В каждой армии мира есть свои традиции. Российская не исключение. Одна из главных у нас – зачисление наиболее отличившихся солдат и офицеров навечно в списки воинских частей. Она прописана в Уставе и применяется только для павших в боях. Традиция в России зародилась в 1840 г. и за первые 70 лет 10 героев включили в списки своих подразделений. После революции посчитали, что все царское – это плохо. И о святом обычае забыли. Возродили его на государственном уровне лишь в 1943 году. Настолько потряс Сталина подвиг Александра Матросова.
К концу ВОВ в списки своих частей включили 350 героев, павших за свободу и независимость Советского Союза. А также Дмитрия Тяпина, который был жив, здоров и прекрасно себя чувствовал. А теперь мы поговорим подробнее о том, за какой феноменальный подвиг для него сделали исключение. Ведь подобное случалось единственный раз в истории СССР и России.
"Железная дивизия"
В годы Гражданской войны одной из самых знаменитых в Красной армии являлась 24-я "Железная дивизия". Слава о ней гремела по всей стране, а командовал подразделением легендарный комдив Гай. Элитной она продолжала оставаться вплоть до 1941 г. и была награждена двумя орденами Красного Знамени. Второй орден получила, отличившись в войне с Финляндией.
С первых дней ВОВ "Железная дивизия" героически сражалась с фашистами, враг не смог её выбить с рубежей западнее Минска. Лишь за один день 25 июня она уничтожила 30 немецких танков. Только ее соседи оказались не такими стойкими. Гитлеровцы обошли 24-ю дивизию и окружили. Больше месяца солдаты и офицеры с боями продвигались на восток. 6 августа старший политрук Барбашев и ещё два офицера вышли к деревушке Анютино, что на Могилевщене. Там их обнаружили фашисты и завязался бой, в ходе которого наши воины погибли.
Подвиг старика Тяпина
Свидетелем боя стал житель Анютино – Дмитрий Тяпин (1879 г.р.). Ночью он, рискуя жизнью, ведь действовал комендантский час, да и за похороны советских офицеров без разрешения могли расстрелять, пробрался на болото к телам павшим. Он перетащил их в расположенный неподалеку лес, хоть это было тяжело для 62-летнего деда. Далее старик выкопал общую могилу и прежде чем захоронить офицеров, решил посмотреть, что лежит у них в вещмешках и есть ли документы.
Документов не оказалось, а в вещмешке Дмитрий Николаевич обнаружил Красное знамя. Тяпин был старым солдатом. Он прошел две войны: русско-японскую и ПМВ, за которые был награжден тремя "Георгиевскими крестами" и медалью "За храбрость". Поэтому он хорошо знал, что Знамя части бесценно. Мужчина положил тела снизу и закопал, а мешок со стягом и орденом Красного Знамени лишь присыпал землей, чтобы их достать, когда вернутся наши. Стоит ли говорить, что в победу Красной армии Дмитрий Николаевич верил свято.
В октябре 1943 г. Анютино освободила 38-я дивизия. Тяпин явился в штаб и по-военному четко и ясно доложил, что принес знамя воинской части и орден, которые сберег. Он рассказал о последнем бое трех героев. По номеру на награде установили, что один из погибших – старший политрук Барбашев, а стяг принадлежит 24-й "Железной дивизии", которую в декабре 1941 г. расформировали, как утратившую знамя.
Начальник Полиотдела 10-й армии Михальчук представил старика к ордену Красной Звезды. Только командарм, генерал Попов – прапорщик в годы ПМВ с этим решением не согласился и повысил ранг награды до ордена Красного Знамени. Представление на орден отправили в Москву. Оно дошло до Начштаба РККА Василевского. Маршал и замнаркома обороны (в годы ПМВ штабс-капитан) высоко оценил подвиг ветерана. Он приказал навечно включить Тяпина в списки 24-й "Железной дивизии", а также наградить орденом Красного Знамени.
Снова на войне
На этом приключения Дмитрия Николаевича не закончились. Его доставили в 24-ю дивизию (2-го формирования) для вручения легендарного стяга. Там Тяпин заявил, что хочет воевать в ней, но 64-летнему старику, естественно, отказали. Тогда хитрый дед сказал:
"Как вы меня можете не зачислить в часть, если я в неё уже зачислен навечно приказом замнаркома обороны СССР?"
Против такого аргумента комдив, генерал Прохоров ничего возразить не смог.
Так Тяпин стал бойцом 24-й СД, которая после вручения стяга вновь называлась "Железной" и дважды Краснознаменной. Победу Дмитрий Николаевич встретил в Праге. В 1945 г. старшина вернулся домой. Он прожил еще 30 лет и не раз посещал 24-ю СД, где его с радостью принимали. Дмитрий Николаевич часто встречался с ветеранами и молодежью. Ветеран был знаменосцем на парадах, пока позволяло здоровье. А традиция навечно зачислять военнослужащих в списки воинских частей сохраняется и поныне. Её возобновили Приказом Минобороны от 28.02.1996 года.
Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Скоро будет много новых интересных статей, поэтому порекомендуйте его друзьям и знакомым.