Как по заказу Газпрома улучшили "некрасивый комок бронзы" Берштама, или Новый памятник подвигу Петра I у Лахта-центра

В этом памятнике удивительно всё: его судьба, его копия, его места установки! Даже непонятно - один и тот же это памятник или два разных. Я расскажу его историю, а судить вам.

Коллаж автора
Коллаж автора

История памятника началась в 1907 году, когда на выставке в Париже императору Николаю II понравилась работа скульптора Леопольда Адольфовича Бернштама — гипсовый макет памятника Петру I. Царь так впечатлился, что оплатил все затраты из собственных средств на изготовление и установку памятника. И 27 июня 1909 года, в день двухсотлетия Полтавской битвы, на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге с высочайшими почестями был открыт памятник «Пётр I спасает тонущих рыбаков близ деревни Лахта в ноябре 1724 года».

В этом памятнике удивительно всё: его судьба, его копия, его места установки! Даже непонятно - один и тот же это памятник или два разных. Я расскажу его историю, а судить вам.-2

В журнале «Русский паломник» в 1909 году вышла заметка с описанием памятника:

...правой рукой он держит одного спасённого матроса, левой силится помочь другому. Виден третий утопающий, который с мольбой простирает руки к императору. Вся группа производит потрясающее впечатление по красоте и художественности работы... Высота — 8 аршин, вес — 200 пудов.
В этом памятнике удивительно всё: его судьба, его копия, его места установки! Даже непонятно - один и тот же это памятник или два разных. Я расскажу его историю, а судить вам.-3

В основе композиции памятника «Петр I, спасающий утопающих близ Лахты» лежит легенда о причине смерти Петра I. По утверждению академика Якоба Штелина, 5 ноября 1724 года царь, возвращаясь из поездки, обнаружил у Лахты севший на мель бот с людьми, бросился их спасать, простудился в ледяной воде и заболел. По историческим свидетельствам Пётр действительно попал в сильную бурю у Дубков, но нет доказательств, чтобы он кого-то при этом спасал.

Гравюра “Пётр Великий спасает утопающих”
Гравюра “Пётр Великий спасает утопающих”

Через год Бернштам, создал и всем известный памятник «Царь-плотник».

В этом памятнике удивительно всё: его судьба, его копия, его места установки! Даже непонятно - один и тот же это памятник или два разных. Я расскажу его историю, а судить вам.-5

После установки этих двух скульптурных композиций началась буря негодования в рядах искусствоведов. Например, ещё летом 1909 года с критикой на «Петра в Лахте» обрушился Александр Бенуа:

«И кого изображает эта безделушка? Будто бы Петра, спасающего гибнущих в Ладожском озере. Но это положительно не Петр, даже намека на Петра я не вижу в этой скульптуре. Во-первых, Петр был великан, а здесь стройный маленький человек, который в охапку несет каких-то ребятишек и карликов». 

Почин единомышленника в ещё более агрессивной манере поддержал Владимир Курбатов, написав в журнале «Зодчий»:

«К сожалению, появляется еще кое-что похуже Антокольского, это – Бернштамовские произведения на берегу Невы. Конечно, близость разрушающегося Дворцового моста и неудачного Панаевского театра оправдывают до известной степени постановку некрасивого комка бронзы, но ведь он поставлен перед аркою Адмиралтейства, перед одной из основных гордостей русской архитектуры». 

Скорее всего, такая оценка искусствоведов привела к тому, что монументы были уничтожены ещё в первые послереволюционные годы как «не имеющие никакого художественного значения». А их постаменты были использованы для сооружения памятника Володарскому⬇️

На долгие годы про эти памятники забыли, но в 1993 году в краеведческом альманахе «Невский архив» была опубликована статья искусствоведа Дмитрия Северюхина «Любимый скульптор Государя». Это исследование стало важной вехой в переосмыслении значения творчества Леопольда Бернштама и предвосхитило возвращение памятников его работы на берега Невы. В 1996 году Нидерланды подарили Санкт-Петербургу бронзовую копию «Царя-плотника» в натуральную величину, снятую с монумента, сохранившегося в Зандаме.

В этом памятнике удивительно всё: его судьба, его копия, его места установки! Даже непонятно - один и тот же это памятник или два разных. Я расскажу его историю, а судить вам.-6

Осенью того же года её установили на Адмиралтейской набережной, но не на своём первоначальном месте, а там, где в начале века располагался «Пётр, спасающий утопающих».

В этом памятнике удивительно всё: его судьба, его копия, его места установки! Даже непонятно - один и тот же это памятник или два разных. Я расскажу его историю, а судить вам.-7

Второй монумент воссоздали совсем недавно. Он был торжественно открыт 9 июня 2022 года, в дни празднования 350-летия со дня рождения Петра Великого, на площадке близ небоскрёба «Лахта-центр», расположенного в том самом историческом пригороде Санкт-Петербурга, где царь некогда совершил свой подвиг.

Но несмотря на то, что сохранилась авторская модель, отлитая из бронзы Бернштамом в 1907 году, которая хранится в Петродворце, новый памятник сделали "по мотивам" оригинала.

Авторская копия. Фото с сайта https://techmuseum.pro/петр-i-спасающий-утопающих-близ-лахты/
Авторская копия. Фото с сайта https://techmuseum.pro/петр-i-спасающий-утопающих-близ-лахты/

Инициатором воссоздания памятника выступил Фонд поддержки социальных инициатив "Газпрома". Среди авторов - Михаил Мамошин и Степан Мокроусов-Гульельм.

Когда эскизный проект воссоздания скульптуры Бернштама был представлен в 2020 году на заседании Градсовета, ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им.Репина Семен Михайловский поинтересовался у авторов причинами изменений оригинального памятника:

"Почему не восстановить памятник, как он есть у Бернштама, что заставило вас вырывать оттуда лица и менять руки? Какая была мотивация, что вас в нем смущало?"

Мокроусов-Гульельм, отвечая на замечание, сказал:

"Было пожелание заказчика сделать памятник не таким драматичным, а придать Петру позитивный вид: Петр спасает Россию и утопающих, а утонувших там нет, есть только те, кого он спас. Когда Бернштам создавал памятник, было веяние модернизма, были вот эти открытые рты, торчащие из волн, драматические пальцы. Если смотреть оригинал, он несколько жестковатый. Добавилась мачта и парус вместо погибшего матроса"
Коллаж автора
Коллаж автора

Не все члены Градсовета приняли объяснение автора. Архитектор Евгений Герасимов выразил мнение, что памятник можно воссоздавать, только точно его копируя:

Делать авторские переосмысления вещей выдающихся архитекторов и скульпторов недопустимо. Если менять руки утопающих на мачту и парус, то недалеко и до того, что Давид будет не просто в трусах, а в трусах "Зенита"

Глава комитета по градостроительству и архитектуре города Владимир Григорьев тоже заострил внимание на внесенных в оригинальный памятник изменениях.

"Это такой современный подход. Думаю, что со временем у нас Самсон начнет голову льву гладить, ведь любители животных могут возмутиться, зачем он ему пасть разрывает"

Я полностью разделяю мнения членов совета, впрочем о своей позиции об оригиналах и копиях, я уже писала в статье ниже⬇️

Также члены градсовета не сочли выбор места для памятника подходящим, поскольку он выглядит "булавкой" на фоне Лахта центра.

Но место установки неудачное не только поэтому. К памятнику в буквальном смысле слова не подобраться! Мне пришлось пролезать к нему через эту щель в заграждении (Что ни сделаешь ради хороших фотографий для читателей!).

Потому что я так и не поняла, откуда можно подойти к памятнику. Он стоит на каком-то пятачке: с одной стороны - вода, с другой - автомобильная дорога.

Единственный проход есть со стороны автостоянки, но где он не понятно, так как приехали мы с другой стороны.

Видимо поэтому около памятника никого нет.

А вы видели этот памятник? Что о нём думаете?

Если вам понравилась статья и вы хотите продолжения, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи: