Стефания Сандрелли
«Как ее только не называли в итальянской печати — и «ангельским личиком», и «мадонной с полотен Возрождения», и «итальянской Морилин Монро», и «Джин Харлоу 70-х годов», и просто одними инициалами — СС (так же, как «о Франции Брижит Бардо,— Б.Б., а до нее в Италии Клаудию Кардинале — К,К.)» — честь, которой удостаиваются совсем немногие — только самые-самые популярные».
Читаем фрагменты из старой книги киноведа Георгия Богемского (1920-1995), опубликованной в 1986 году:
«Ныне Стефания Сандрелли вправе претендовать на то, чтобы стать актрисой номер один итальянского кино: позади более двадцати лет работы у самых видных режиссеров, и при таком солидном стаже и опыте она еще сравнительно молода, в самом расцвете своих творческих и духовных сил.
Стефания Сандрелли не обладает самоуверенной, агрессивной красотой Софии Лорен, мягкой женственностью Джины Лоллобриджиды, экзотическим, таинственным очарованием Клаудии Кардинале, интеллектуальностью, ироничностью рафинированной Моники Витти.
И все же, когда ей еще не было двадцати лет, она была почти столь же популярна в Италии, как эти прославленные кинозвезды. Слава — а вернее, любовь зрителей и признание со стороны критики — пришла к ней легко, без долгих лет мучительного ожидания, без унизительных компромиссов, сделок с собственной совестью, без поддержки влиятельного мужа — режиссера или продюсера, как нередко случается в западном кинематографе. Она не пользовалась помощью мощной рекламной машины, имя ее как героини громких скандальных историй не фигурировало в печати. Путь ее наверх был прост, прям и стремителен.
Она такая же, как все, простая современная девушка, ничуть не похожая ни внешностью, ни образом жизни на кинозвезду. Именно в ее естественности, в ее способности воплощать своих современниц итальянских девушек, молодых женщин 60-х годов нашего века, именно в том, что она так но похожа на кинозвезду, и кроется секрет ее успеха.
Но у всякой киноактрисы имеется столько фильмов и ролей, как у Стефании — сниматься она начала с пятнадцати, если но с четырнадцати лет,— не она пришла п кино, а кино само пришло к ней.
Родилась она в семье среднего достатка в курортном городке Виареджо на берегу Лигурийского моря Учась в коммерческом училище, участвовала в самодеятельных спектаклях, возилась с магнитофоном, записывая модные песенки, и сама начала петь.
С миром песни, джаза связана была вся ее юность, танцы были истинной страстью Стефании, впрочем, как и множества девушек ее возраста. Любуясь Стефанией на пляже в Виареджо, знакомый парень-фотограф отснял целую катушку пленки, фото попали в какой-то журнал, одно из них даже на обложку.
Одновременно пришла победа на местном конкурсе красоты — четырнадцатилетнюю Стефанию выбрали «Мисс-нимфеткой».
«Потом, когда я начала краситься и строить из себя «роковую женщину»,— вспоминает Стефания,— меня в 1960 году выбрали «Мисс кино». Она была замечена. Наверное, в этой худенькой, еще угловатой девочке с лукавым взглядом опущенных глаз и не по годам взрослым личиком действительно что-то было.
И уже в следующем году пятнадцатилетняя Стефания снимается сразу в нескольких фильмах. Когда юную актрису как-то похвалил режиссер, вероятно, желая ее подбодрить, она, возгордившись, ответила ему: «Ничего удивительного, у меня, знаете ли, есть уже опыт».
После второго ее фильма — антифашистской ленты «Фашистский вожак» (режиссер Л. Сальче) — Стефанию заметил один из крупнейших итальянских мастеров — Пьетро Джерми.
Один из «отцов» неореализма, он в 60-е годы, трудные для прогрессивного кино, сохранял верность социальной теме и по-новому развивал принципы и традиции возникшего в Италии после войны прогрессивного кинематографа.
Теперь Джерми выступил как зачинатель жанра острой социальной комедии, получившего впоследствии название «комедии по-итальянски».
Встреча с Джерми была для Сандрелли решающей, это он сделал из нее актрису.
Что, кроме молодости, могло привлечь в ней режиссера?
«Причина того, что Джерми выбрал меня, — достаточно самокритично говорила Стефания,— быть может, в том, что я еще не актриса и еще полностью завишу от ситуаций, не всегда умею управлять своими реакциями». И, переходя на язык своих сверстников, добавляла: «Он выбрал меня, думаю, и потому, что я не выпендриваюсь».
Выбор Джерми был очень точен. В те годы менялись критерии женской красоты: полногрудые красотки послевоенных лет отходили в прошлое. Джерми рискнул сделать юную Стефанию героиней своей сатирической трагикомедии «Развод по-итальянски», положившей начало новому жанру. Партнером Стефании был знаменитый Марчелло Мастроянни.
Стефания Сандрелли сыграла свою одногодку Анджелу, и в итальянском кино родился совершенно новый женский образ: смесь подростковой неуверенности с дерзостью, покорности с надменностью, вялой апатии с неожиданными вспышками скрытого бурного темперамента.
Маленькая Анджела («ангелочек») — воспитанница католического колледжа — учится лицемерить, притворяться послушной и примерной. Но в девушке-подростке чувствуется сила характера: она не покоряется, не сдается, не побоится при всех подойти к любимому и вытереть ему щеку своим платком, когда ему плюнули в лицо, или кинуться к нему на перроне, когда, отбыв наказание за убийство жены, он возвращается, чтобы жениться на Анджеле. Но она видит этого барона Фефе Чефалу, хоть он и вдвое старше ее, насквозь, она знает ему цену. Наверное, не она, а он жертва этой маленькой притворщицы, жаждавшей вырваться из-под отцовского крова и вкусить свободу...
Фильм, высмеявший отсталость нравов и законов, имел широкий общественный резонанс, явился важным вкладом в борьбу за введение в Италии развода. А католическая печать неистовствовала, сицилийские барончики, задетые за живое, посылали Джерми и Мастроянни вызовы на дуэль...
Еще полнее непривычные черты персонажей, воплощенных Сандрелли, раскрылись в фильме Джерми «Соблазненная и покинутая» (1964).
Ее Аньезе, в отличие от Анджелы, персонаж, скорее, трагический. Запуганная, молчаливая, с беспокойным взглядом, Аньезе — Стефания терроризирована отцом-деспотом. Его заботы о чести дочери способны довести девушку до безумия. А тут еще ее любовь к соблазнителю Пеппино, от которой она вся иссохла... Но Аньезе отнюдь не забитое, жалкое существо. Она бунтует против отцовской тирании, против трусости Пеппино.
Этот подлинно народный образ сицилийской девушки, жертвы предрассудков и домостроя, занял заметное место в галерее женских образов, созданных итальянским кино. Стефания за эту роль была удостоена приза Французской киноакадемии, множества итальянских премий.
Не менее важным этапом для молодой актрисы была роль Адрианы в также знакомом советским зрителям фильме «Я ее хорошо знал» (1965) Антонио Пьетранджели. Этого режиссера сравнивали с Мопассаном: его также привлекало исследование женской души. Наряду с глубоким психологизмом, его ленты были неизменно социальны и злободневны.
Чтобы создать образ Адрианы, режиссеру и актрисе действительно надо было хорошо знать жизнь своих молодых современниц.
О трагедиях, подобных показанной в фильме, нередко пишут итальянские газеты. Адриана — молоденькая девушка, в борьбе за кусок хлеба рано познавшая жизнь, но простодушная и наивная, а вместе с тем честолюбивая и настойчивая. Всеми средствами она пролегает себе путь в призрачный мир кино и гибнет в столкновении с неумолимой действительностью.
Шаг за шагом Сандрелли рисует судьбу Адрианы: деревенская девушка приезжает в город, работает в парикмахерской, в баре, билетершей в кино, потом манекенщицей, позирует для фоторекламы и, наконец, приближается к заветной цели — ей обещают роль в фильме.
Но за каждый маленький успех надо платить, и она расплачивается своей молодостью и красотой. В круговороте знакомств и танцев ей некогда задумываться над своей жизнью, осознать свое одиночество. Но однажды она подводит итог всем разочарованиям, понимает тщету своих усилий «пробиться» и принимает решение. Отложив в сторону паричок, который примеряла, она шагает в пустоту с балкона — так же естественно, бездумно, легкомысленно, как все дела- лё в жизни...
Это искреннее и горькое произведение было удостоено главной итальянской кинопремии — «Серебряной ленты».
С такой же непосредственностью и человечностью Сандрелли создала другой образ своей сверстницы — Маризы в фильме «Аморальный», поставленном в 1967 году ее учителем Пьетро Джерми.
Эта провинциальная девушка-музыкантша самозабвенно полюбила известного скрипача (его играл Уго Тоньяцци, с которым Стефания впоследствии не раз еще снималась) и последовала за ним в Рим. Скрипач на редкость любвеобилен: у него и без Маризы уже две семьи, которые он одинаково нежно и заботливо любит...
Если образ троеженца сатиричен, гротесков, гиперболичен, то образ Маризы трогателен и вполне реалистичен. Она человек бескомпромиссный и самостоятельный, обладающий большой зрелостью чувств. Но характер у Маризы трудный: она болезненно самолюбива, замкнута, упряма. Из всех трех жен она одна не желает мириться с парадоксальной ситуацией...
Мы так подробно говорили об этих четырех ролях, сыгранных Сандрелли в 60-е годы, потому что именно они определили все ее творчество, легли в фундамент ее непреходящего, устойчивого успеха у публики.
Стефания не очень-то любит давать интервью, распространяться о своей личной жизни. Может, в отместку досужие журналисты выдумали, что она боится интервью, разговоров о себе. В статьях о ней обычно подчеркивают, что она, мол, не интеллектуалка, не слишком-то образованна, что вкусы ее не идут дальше легкой музыки. На этом основании некоторые нередко пытаются создать клише женщины поверхностной, чуть ли не простушки.
Но Стефания далеко не так проста, как кому- то может показаться. Ее сдержанность, нелюбовь к рекламе, газетной шумихе отнюдь не свидетельство ее равнодушия к окружающему. Неслучайно среди множества ее фильмов нет почти ни одного, которого бы она стыдилась, недаром среди ее режиссеров и партнеров так явно преобладают подлинные мастера.
Не весь жизненный путь Стефании был усыпан розами, но о трудностях, разочарованиях она предпочитает не распространяться. Стефания не раз находила мужество отказываться от сценариев, которые ей не нравились, от ролей «диких» южанок — вариаций Аньезе из «Соблазненной и покинутой».
Однажды это даже привело к серьезному конфликту с фирмой «Видес», обвинившей ее в невыполнении контракта. Стефания находит мужество одна, без мужа, растить двух детей (старшей дочери Аманде уже 19, и она снимается, а сыну Вито—10).
Авторы, пишущие о Сандрелли, легко впадают в соблазн уподобить актрису ее персонажам. Стефания только смеется: «Вот уж нет, никакая я не соблазненная и не покинутая!».
Если уж говорить о внутренней близости актрисы к ее героиням, то это близость по возрасту, по мироощущению поколения. Быть может, ближе всего к Стефании ее Мариза — гордая, лишенная предрассудков и иллюзий, готовая постоять за свои чувства и свободу.
В 70-е годы дарование Стефании Сандрелли раскрылось новой гранью — комедийной.
Точными и едкими сатирическими чертами наделен образ Джулии в антифашистском фильме Бернардо Бертолуччи «Конформист» (1970, по роману Альберто Моравиа) Стефания рисует портрет ограниченной, чувственной, жадной представительницы буржуазии, вполне достойной подруги фашистского прихвостня, предателя Марчелло Клеричи (его играл Жан-Луи Трентиньян). Зная о преступлении мужа, она молчала: ведь это было необходимо для его карьеры...
Откровенно комедийный характер носил образ капризной и истеричной новобрачной, созданный ею в фильме Джерми «Альфредо, Альфредо...» (1972), в котором она играла в дуэте с еще одной знаменитостью — американским актером Дастином Хофманом.
Наделен комедийными чертами и персонаж ловкой бабенки, замыслившей вместе с мужем пошантажировать знаменитого актера (его играет Мастроянни), попавшего в дорожную пробку, в фильме Луиджи Коменчини «Пробка» (1978).
Весьма своеобразен персонаж, воплощенный Стефанией в нашумевшем фильме режиссера Этторе Сколы «Терраса» (1981). Это, несомненно, одна из самых интересных ее ролей последних лет. Джованна — молодая женщина, посещающая «террасу» — своего рода светский салон, где собираются представители прогрессивной столичной интеллигенции — преуспевающие журналисты, писатели, кинематографисты, депутаты парламента.
Эта неврастеничная замужняя женщина, мать маленького ребенка, с головой ушедшая в политику, придерживающаяся крайних «левых» взглядов, вдруг влюбляется в своего политического противника — немолодого депутата-коммуниста Марио (его играет Витторио Гассман).
Тонко, чуть иронично Стефания показывает, как с Джованны, впервые испытавшей большое чувство, слетает все наносное, она утрачивает свои резкие манеры и лексикон «левацки» и остается трогательно-беззащитной перед лицом любви... Это тоже был один из «портретов» итальянских современниц актрисы.
Однако главным направлением в развитии творчества актрисы оставались роли серьезного, драматического плана. Но и они претерпевали эволюцию — от простых девушек «из народа» взрослеющая актриса шла к образам социально значимым, наполненным гражданским звучанием.
Вслед за южанкой Кармелой — работницей из фильма Луиджи Коменчини «Преступление во имя любви» (1974) и римлянкой Лючаной — обаятельной, чуть легкомысленной, но всегда искренней и честной, повороты жизни которой мы с таким интересом прослеживали в лирической комедии Сколы «Мы так любили друг друга» (1975), где партнерами ее были Гассман и Манфреди, пришли более сознательные и активные героини.
Да и сами персонажи Стефании Сандрелли не статичны, постепенно они словно пробуждаются, обретают самосознание. Это, вероятно, отражает процесс внутреннего становления самой актрисы.
Еще в далеком 1968 году в ее фильмах впервые появилась активная, бунтующая героиня. Это была подруга отчаянного бунтаря-одиночки, защитника крестьян, в фильме Карло Лидзани «Возлюбленная Граминьи».
Партнером Стефании был актер Джан Мария Волонте — «мотор» итальянского политического кино, и именно тогда она впервые приобщилась к этому прогрессивному направлению.
На вопрос, почему он выбрал на роль «возлюбленной Граминьи» Стефанию, режиссер отвечал: «Потому что, кроме всяких других достоинств, хрупкая Сандрелли излучает смелость и самоотверженность в любви, которые так необходимы для создаваемого ею образа».
Наверное, этим же руководствовался и Бернардо Бертолуччи, когда пригласил Сандрелли на роль Аниты— самоотверженной юной социалистки, учительницы рабочих в воскресной школе в своей более чем пятичасовой эпопее «Двадцатый век» (1976). Анита — один из немногих образов женщины — сознательного борца за счастье и свободу трудящихся, созданный итальянским кино, и этот образ войдет в его историю.
В 1978 году Стефания вместе с француженкой Марией Шнейдер снималась в феминистском фильме «Я принадлежу себе», поставленном женщиной-режиссером Софией Скандурра. Эта лента, посвященная проблемам женской эмансипации, привлекла внимание критики, которая отмечает, что путь, проделанный Сандрелли от ролей крестьянок и пролетарок к роли участницы движения за освобождение женщины, вполне закономерен, и эта роль импонирует личности самой актрисы.
Конечно, за два с лишним десятка лет работы в кино Сандрелли снималась не только у таких видных режиссеров, как Джерми и Коменчини, Скола и Бертолуччи. В длинном списке фильмов и ролей, сыгранных Стефанией, немало и чисто развлекательных, так называемых коммерческих лент — и детективы, и любовные мелодрамы, и бездумные комедии.
Таковы, например, фильмы последних лет: «Мой красавчик, моя красавица» (режиссер Серджо Корбуччи), «Поистине… невероятно» (режиссер Карло Ванцина), «Куда ты едешь в отпуск?», «Ключ» (режиссер Тинто Брасс), «Внимание» (режиссер Дж. Солдати) и другие.
Много снимается Стефания и во Франции — главным образом в развлекательных фильмах, но справедливости ради надо сказать, что и здесь она старается работать с режиссерами и партнерами посерьезней — в их числе мы видим Жан- Луи Трентиньяна («Учитель плавания», 1978), Шарля Азнавура. Советским зрителям знаком французский детектив с Сандрелли «Полиция, Питон 357» (режиссер А. Корно, 1976).
Находит время Стефания Сандрелли и для работы на телевидении.
Внимание критики и зрителей привлекло ее участие в трехсерийном телефильме «Лулу» по известной пьесе Ведекинда. Здесь Стефании пришлось померяться силами в драматической роли Лулу — «роковой женщины», жертвы собственных страстей — с такими исполнительницами этой роли в прошлом, как Луиза Брукс (в старом фильме Пабста «Ящик Пандоры») и Надя Тиллер (в фильме Тиле «Лулу»).
Каждая новая встреча со Стефанией на экране неожиданна и интересна, но особенно хочется вновь увидеть ее в образе итальянской современницы — простой женщины с непростым характером и непростой судьбой. Ведь именно в таких ролях мы и полюбили Стефанию» (Богемский, 1986).
Богемский Г. Актеры итальянского кино. М: ВБПК, 1986. 68 с.
Джанкарло Джаннини
«Внешние данные актера — красивого, но изнеженного, недостаточно мужественного, чуть инфантильного, вероятно, способствовали тому, что он так часто появлялся на экране в виде беззаботного, избалованного представителя «золотой молодежи»...
Читаем фрагменты из старой книги киноведа Георгия Богемского (1920-1995), опубликованной в 1986 году:
«Итальянское кино не часто балует зрителя новыми актерскими дарованиями: пробиться молодому актеру через частокол кинозвезд нелегко. Из фильма в фильм снимаются давно утвердившиеся, завоевавшие широкую популярность актеры, которых продюсеры считают «надежными». А молодежь, пусть она и красива, и талантлива, если и снимается, то чаще всего во второсортных лентах, которые итальянцы называют «кино серии Б».
Но Джанкарло Джаннини — особый случай. Он стал известен зрителям задолго до кино на драматической сцене и телеэкране.
Родился Джаннини на Севере Италии — в портовом городе Специи, но вырос в Неаполе. Получив диплом инженера-электроника, он вновь поступил учиться... в Римскую Академию драматического искусства и уже в 1963 году снискал признание критики в романтической комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» в роли Пука — заразительно веселого, подвижного, пластичного. Затем пришел успех на телевидении — за исполнение роли Давида Копперфильда, сыгранного свежо, антитрадиционно, Джаннини удостоился премии, присуждаемой лучшему молодому актеру года. И, наконец, исполнение роли Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта», поставленном Франко Дзеффирелли в 1964 году, утвердило Джанкарло окончательно как одного из наиболее обещающих актеров итальянского театра.
В 1966 году труппа Дзеффирелли гастролировала в СССР, и мы увидели Джаннини воочию в двух спектаклях. Действительно, Джаннини — Ромео был хорош и совершенно необычен — в нем ключом била молодость, жизнерадостность, он весь был озарен юной, пылкой любовью. Вместе с тем в нем зрел опыт бойца, мудрость, в его захватывающей игре не было ни капли кокетства.
В драме Верги «Волчица», в которой главную роль исполняла великая Анна Маньяни, Джаннини играл Кардилло — простого крестьянского парня.
Хочется вспомнить еще одну его театральную работу — роль Леонида в спектакле «Обещание» — так называлась пьеса Арбузова «Мой бедный Марат», поставленная режиссером Валерио Дзурлини в римском театре «Элизео».
В отличие от театра, в кино Джаннини начал робко, с малообязывающих ролей и фильмов.
Снимается, он с 1964 года, но хотя в активе у него семь десятков фильмов, по-настоящему значительных ролей пока — увы! — не так много.
Как ни парадоксально это звучит, творческая биография Джаннини в кино только начинается.
Он снимался у разных режиссеров и в фильмах самых различных жанров. Большинства этих лент он сам, видимо, стеснялся и снимался часто под американизированным псевдонимом — Джон Чарли Джонс.
Вряд ли стоит рассказывать о ролях первых лет, но две из них все же запомнились. И оба раза это происходило тогда, когда снимался он у серьезных режиссеров.
В 1970 году Джаннини сыграл молодого документалиста и фотографа по имени Джанкарло в фильме Энцо Муци «Розовое пятно».
Его герой отправляется в Индию, надеясь там преодолеть неудовлетворенность жизнью, проникая при помощи своей камеры в чужую действительность и проблемы. Он привозит из путешествия тысячи диапозитивов, но осознать собственные проблемы ему помогает горе, которое ждет его дома, — смерть любимой сестры...
Запомнилась и небольшая роль в фильме Валерио Дзурлини «Первая ночь покоя» (1972)… За напускным равнодушием и легкомыслием провинциального юноши…, увлеченного лишь сумасшедшей ездой на своей машине, угадывалась глубокая внутренняя тоска и неудовлетворенность, как и у героя «Розового пятна».
Внешние данные молодого актера — красивого, но изнеженного, недостаточно мужественного, чуть инфантильного, вероятно, способствовали тому, что он так часто появлялся на экране в виде беззаботного, избалованного представителя «золотой молодежи».
Таков он был, например, в фильме «Паоло Горячий» (режиссер М. Викарио, 1972), имевшем большой успех. Герой его — папенькин сынок, неисправимый донжуан, галантные похождения которого продолжаются до тех пор, пока он не встречает настоящую любовь. Юную простую девушку, которую он полюбил, играла Орнелла Мути. Это была их первая встреча на экране.
С годами Джаннини приобрел более мужественный облик, сохранив прежнюю романтичность и темперамент.
Теперь он все чаще стал сниматься в ролях простых итальянцев, людей страстных, эмоциональных, бунтарей по натуре.
Именно такие роли предлагала ему одну за другой режиссер Лина Вертмюллер, сотрудничество с которой Джаннини начал еще с первых лет своей работы в кино.
В псевдонародных по существу фильмах Вертмюллер странным образом сочетаются социальные, политические мотивы с безумными страстями и мелодраматическими эффектами. По жанру это то трагикомедии, то мелодрамы в стиле «ретро».
Гипертрофичность эмоций, злоупотребление местными диалектами, псевдофольклорность, мешанина тем и мотивов заставляют в Италии относиться к фильмам Вертмюллер с некоторой иронией, в то время как за границей, особенно в Америке, они весьма популярны: ведь именно такими — темпераментными, шумными, чуточку комичными, хотя и трогательными о своем простодушии, — многие привыкли представлять себе итальянцев.
Одной из особенностей фильмов Вертмюллер являются их длинные названия. Джаннини сыграл главные роли в наиболее известных ее лентах — «Металлист Мими, честь которого задета», «Фильм о любви и анархии, или Сегодня утром, в 10 часов на Виа деи Фьори, в известном доме терпимости», «Кровавая схватка между двумя мужчинами из-за одной вдовы (подозреваются политические мотивы)» и других.
Однако в подобном амплуа Джаннини использовала не одна Вертмюллер: также и Этторе Скола еще в 1972 году пригласил его на роль итальянца «из народа», раба своих страстей, в комедии «Драма ревности: подробности в уголовной хронике», имевшей тоже большой успех в США и куда меньший — в Италии. Уже тогда Джанкарло играл на равных со своими партнерами по этому фильму — «звездами» Марчелло Мастроянни и Моникой Витти.
Снимался он и у иностранных режиссеров — у Стэнли Креймера в «Тайне Санта Виттории» с Анной Маньяни и Энтони Куином, у французского режиссера Хосе Джованни в приключенческой ленте «Билет в одну сторону» и у других.
Но как ни велика популярность, которую принесли актеру фильмы Сколы и Вертмюллер, его разностороннее дарование, способность к мгновенному перевоплощению, его немалый театральный опыт и культура смогли полностью раскрыться лишь у Лукино Висконти в фильме «Невинный» (1975).
Образ графа Туллио — героя романа Габриэля Д'Аннунцио, по которому поставлен фильм,— не просто отрицательный, а разоблачительный, глубоко социальный. Вместе с режиссером Джаннини сумел развенчать героя Д'Аннунцио, поклонника философии Ницше, вообразившего себя «сверхчеловеком», которому все дозволено. На деле это обыкновенный циник и эгоист, гедонист, не остановившийся перед чудовищным преступлением.
И Джаннини психологически тонко и убедительно раскрывает эти черты графа Туллио, скрывающиеся под светским лоском и обаянием.
Отрицателен герой и другого недавнего фильма Джаннини — римский банкир Гуидр, внутренне опустошенный, холодный эгоист и лицемер, из фильма режиссера Марио Моничелли «Путешествие с Анитой» (1979).
Столь же отталкивающ и полубезумный герой фильма Элио Петри «Хорошие известия» (1980), сыгранный Джаннини.
И вот совсем иная роль, совсем иной образ — молодой таксист Антонио в антифашистском фильме Григория Чухрая «Жизнь прекрасна». Антонио (наконец-то в творческой биографии Джаннини!) — герой сознательный и активный.
Он осознает, что для счастья одной любви и покоя недостаточно. Вслед за своей
подругой — подпольщицей Марией (это была новая встреча на экране с Орнеллой Мути) он приходит в ряды Сопротивления.
Такой образ для Джаннини нов: в фильме Чухрая и политика, и любовь чисты и строги, весь посыл фильма глубоко серьезен. Создать столь привлекательный образ актеру помогли и режиссер, и присущий некогда театральным ролям Джаннини высокий романтизм.
В своих интервью Г. Чухрай отзывается о нем, как об интересном и высокопрофессиональном актере, преданном своему делу. «Именно этот актерский фанатизм больше всего меня и привлек в Джаннини»,— говорит советский режиссер.
Одна из последних работ Джаннини — участие в антифашистском фильме «Лили Марлен» прогрессивного западногерманского режиссера Р. Фассбиндера, в котором он снимался вместе с известной актрисой Ханной Шигулой.
Повторю: подлинная карьера Джанкарло Джаннини в кино, пожалуй, еще только начинается» (Богемский, 1986).
Богемский Г. Актеры итальянского кино. М: ВБПК, 1986. 68 с.