Успех во многом зависит от умения управлять. Существует несколько основных стилей управления. Выбор подходящего зависит от различных факторов, таких как размер, компетентность и опыт команды, ниша, личные качества руководителя. Одной из главных и непростых задач является выбор оптимального стиля.
Выделяют несколько видов стилей управления, каждому из которых присущи определенные черты. В любом из них есть и плюсы, и минусы. Проанализировав и поняв, какой из них является доминирующим, руководитель может скорректировать свой стиль управления и повысить его эффективность.
Авторитарный. Руководитель единолично принимает все решения, а команда выполняет указания без возможности участия в процессе принятия решений. Общение обычно одностороннее, сверху вниз. Характерно для армейской среды и подходит только для команд, которые нуждаются в сильной руке и следовании в одном четком направлении.
Преимущества авторитарного стиля управления:
- Быстрое принятие решений в условиях ограниченного времени
- Эффективность в ситуациях, требующих быстрого реагирования
К недостаткам относятся низкая мотивация членов команды, подавление творчества и высокий риск выгорания руководителя из-за чрезмерной нагрузки.
Демократический. Руководитель обсуждает решения с сотрудниками и учитывает их мнение. Члены команды имеют возможность высказывать свое мнение и идеи. Общение обычно двустороннее, как сверху вниз, так и снизу вверх. Подходит для решения сложных проблем, когда узкие специалисты могут быть глубже руководителя погружены в свою профессию и знают все нюансы.
Преимущества демократического стиля управления:
- Высокий уровень участия и вовлеченности команды
- Развитие навыков принятия решений и лидерских качеств у членов команды
- Укрепление командной сплоченности и доверия
Из минусов – более медленный процесс принятия решений по сравнению с автократическим стилем. Есть риск появления развязности и неформальных отношений по вертикали, от которых страдает дисциплина. Требует высокой степени зрелости и ответственности от команды.
Консультативный. Это баланс между автократическим и демократическим стилями. Руководитель консультируется с командой, но сохраняет за собой последнее слово в принятии решений. Руководитель учитывает мнение и идеи членов команды, но не обязательно соглашается с ними. Члены команды имеют умеренную автономию и свободу действий.
Объединяет плюсы и минусы двух стилей.
Повышенное участие команды в процессе принятия решений сопровождается с более долгим сроком их принятия. Руководитель при этом все еще несет полную ответственность за принятые решения.
Делегирующий. Руководитель поручает задачи членам команды и дает им значительную свободу в принятии решений. Общение обычно двустороннее, с регулярной обратной связью и отчетностью. Это освобождает время и ресурсы руководителя, позволяя сосредоточиться на более стратегических задачах. Также данный стиль способствует развитию навыков принятия решений, лидерских качеств и ответственности у членов команды.
Такой подход требует высокой степени зрелости, ответственности и компетентности от членов команды. Есть риск потери контроля и снижения качества работы.
Подтипом данного стиля является попустительский. Он предполагает полную свободу действий команды, она самостоятельно ставит задачи, выбирает пути их решения и устанавливает сроки. При этом руководитель делегирует не только задачи, но и возлагает ответственность за их решение на сотрудников. По факту, управленец самоустраняется и переключает свое внимание на другие задачи. Такой стиль может быть эффективным, если команда укомплектована высококлассными и мотивированными специалистами. Например, небольшой стартап.
Поддерживающий (менторский). Руководитель выступает в роли наставника и оказывает поддержку команде, помогая им достичь своих целей. Общение обычно открытое и двустороннее Такой стиль создает благоприятную среду для развития навыков, талантов и потенциала членов команды, повышает сплоченность команды. Так же, как и с автократическим типом, здесь большая зависимость от личности руководителя, управление требует значительных временных и эмоциональных вложений со стороны руководителя.
В то же время может быть менее эффективным в командах, требующих четкого руководства и сильной подотчетности. Не подходит для рутинных задач.
Схожий с поддерживающим типом – трансформационный. Руководитель вдохновляет и мотивирует команду, создавая общее видение и цель, выступает в качестве образца для подражания и наставника. Преимуществами являются командная сплоченность, сотрудничество, высокий уровень вовлеченности и мотивации команды. В то же время, этот стиль сложно создать искусственно, он в основном базируется на харизме руководителя, что приводит к чрезмерной зависимости от него. Не подходит для больших или сложных организаций.
Транзакционный. Руководитель сосредоточен на достижении конкретных целей и задач, используя систему вознаграждений и наказаний для мотивации команды. Общение обычно одностороннее, сверху вниз. Члены команды имеют четкие роли и обязанности, а руководитель контролирует и оценивает работу команды.
Преимущества транзакционного стиля управления:
- Четкие ожидания и цели
- Эффективность в достижении конкретных задач
- Подходит для выполнения рутинных или операционных задач
В то же время транзакционный стиль предполагает ограниченное вовлечение и участие команды. А это может привести к низкой мотивации, подавлению творчества и инноваций.
Нельзя однозначно выбрать стиль управления и придерживаться его постоянно, особенно, если он не свойственен человеку. Но использовать разные стили для разных ситуаций, команд и задач – вполне возможно и эффективно. Такой стиль получил название ситуационного.