Жаль, конечно, что ребенку от этого не легче. И педагогам - тоже. И даже немного неудобно перед этой мамой за то, что ею так непорядочно "прикрылись".
Хоть и давно работаю в специализированном учреждении для детей с особенностями развития, хоть и почти ежедневно взаимодействую на своих кружковых занятиях с тяжелыми детишками с ментальными нарушениями, а также с их родителями - однако то и дело возникают ситуации, которые мне... ну никак не понять. И вопросы, на которые ответа нет.
И не только я, но и многие мои коллеги-педагоги - тоже в замешательстве.
Вот и на этот раз думаем: то ли какое недопонимание возникло между педагогами, родителем, ребенком, двумя заведующими и заместителем директора (легендарной ЗамЗамой), то ли сразу у всех педагогов нашего кружкового отдела "лыжи не едут"!
И правильно, чего им ехать? Жара же на дворе!
Короче, обо всем по порядку…
Вадя
Мальчик из стационара, 2 года 3 месяца. Диагноз - не указан, но всем и так всё ясно.
Например, психологу - уже на первом занятии (приём-первичка) стало всё ясно, когда Вадя плюхнулся на пол, закатываясь в визге (таким уже привели).
Еще прочнее психолог убедилась, когда Вадя (не меняя "лежачего" положения) заколотил по полу руками, ногами и даже головой. И при этом совсем не реагировал ни на мамины замечания, ни на окрики, ни на её попытки поднять его, ни на игрушечки-погремушечки от педагогов.
А утвердилась психолог в своем мнении после душевной фразы Вадиной мамы (почти классика):
- Он сейчас слегка не в настроении, а так - у нас всё нормально, мы просто немножко не разговариваем, а у вас тут все-таки есть логопед!
Но психолог - честно, ни на чём не настаивала! Всё же, Вадя - маленький еще, такому при всём желании диагноза не слепишь (да и педагог - не врач, чтобы лепить диагнозы).
А факт остается фактом!
Вадя - он такой! Не в эту минуту, а всегда и везде: и в палате, и в кабинетах врачей, и в кабинетах педагогов, и на улице, и в физкультурном зале, и в столовой, и в игровой, и в коридоре! Лежит, визжит, стучит… и валиком по полу иногда катается.
В общем, все дружненько прощаем и поддерживаем Вадю, делая скидку на его возраст. И вовсе не выискиваем нарочно в Ваде недостатки в виде непонимания обращенной речи и "полевушек". И, хоть это всё цветет в Ваде буйным цветом, однако… не забудем! Он просто… немножко не разговаривает! Ясно?!
А, значит, и в творческие кружки он ходить БУДЕТ!
А что с творческими кружками?
Да работает наш отдел, работает! Не волыним, трудимся!
Ну, я уже писала, что в этот раз, в связи с началом летнего сезона, к нам в стационары, наряду с привычными тяжелыми детками-"ментальниками" привезли также много-много ребят школьного возраста (относительно сохранных).
Естественно, на фоне других детей это уже гении и умельцы! Поэтому не нужны школьникам логопеды и дефектологи (их и так осталось полтора землекопа), а вот "культурный полезный досуг" - в самый раз. Ну и забили ребят в наши творческие кружки по максимуму!
А мы и не против! Даже часы чужие можем взять, когда занятия с пользой и в радость!
В общем, поначалу заведующая нашим отделом так и решила:
Дитям - мороженое, бабе - цветы! Малышам - максимум "коррекционки", старшакам - максимум кружков. И волки сыты, и овцы целы…
Но!
Это не значит, что "маленькие и тяжеленькие" остались совсем без кружков, не-не-неее! Всё-таки, по 2-3 кружка им оставили! И распределили не в соответствии с навыками или желаниями, а… как рука возьмет! Точнее в зависимости от расположения "окошек" в их расписаниях-бегунках (чтобы "пустОты" не бросались в глаза)…
Именно таким образом наш Вадя и попал в кружок ИЗО… Ну и еще на лепку и на музыку.
Ко мне (на оригами) его не поставили. Да и я не настаивала… или надо было?
Вадя на ИЗО
Педагог – одна из моих соседок по кабинету. Опытная, умелая, знающая множество секретов работы именно с мелкими. И деятельность свою любит (я имею в виду художественное творчество).
Но одно дело - любить рисовать, и совсем другое - заставить полюбить рисовать маленького, вырывающегося, орущего и ничего не понимающего мальчика, валяющегося на полу!
Красочки и рисунки ему показывать, вот прямо здесь, на полу? Или говорить ему: "ухтыж, сейчас арбузик нарисуем, красивый-красивый"? Или "фокус" показать со смешиванием цветов (да-да, здесь же, на полу)? В маленьком кабинете, где ведут занятия с детьми одновременно 2-3 педагога? Вы серьезно?
В общем, проорал и пролежал на полу Вадя около 20 минут. И, с каждой минутой, лицо Вадиной мамочки становилось всё более и более расстроенным.
Нет, не злым, не хмурым, а именно расстроенным! Честно, в ее мимике не было ни намека на то, что она сердится на педагогов, не сумевших "найти подход к ребенку" или чего-то вроде того! Просто расстроилась, как и любая нормальная мама!
В конце концов, сама мамочка, соскребая с пола бушевавшего Вадю, сказала коллеге:
- Вы извините нас, пожалуйста, но, наверное, нам лучше не ходить на кружки. Да, да, мы не будем. И, если не затруднит, скажите учителям музыки и лепки, что мы и к ним тоже ходить не будем. Ваде, наверное, рановато еще.
Ну, как говорится, дело хозяйское… А наше дело - предложить! В любом случае!
Мама с Вадей покинули кабинет, но мы еще долго-долго слышали его крики из глубины коридора.
Прошло где-то полчаса…
И в кабинет входят двое: заведующая нашим отделом и заведующая стационаром.
Прямым ходом - ко мне и к педагогу театрального кружка!
И наша заведующая кладет на стол расписание-бегунок того самого Вади со словами:
- Девочки, доставьте, пожалуйста ребенку еще и свои кружки.
Т.е. получается, что изначальная договоренность по поводу "поделить кружки для малышей" - уже не работает? Всё равно "всем и всё"? Но, простите, у меня уже всё расписание забито! И не только школьниками, но и кучей таких как Вадя, но других ребят, не попавших в другие кружки! Почемуууу?
Вот я и спрашиваю:
- Почемуууу?
А заведующая стационаром отвечает:
- Потому что в бегунке не стоят галочки напротив театра, оригами и эко-арта! Надо поставить! Иначе будет большой скандал. Там МАМОЧКА немного не в себе!
Но… стоять!
Во-первых, какого тогда рожна мы напихали себе в расписание столько занятий, если выяснилось, что надо пихать еще и еще и еще?! А во-вторых, вот эта самая мама Вади совсем недавно нам сказала, что они вообще ни в один кружок ходить не будут! Дурость какая-то!
А наша заведующая (которой явно неудобно) говорит:
- Ну девчонки, ну пожалуйста, ну хоть одно поставьте, как бы пробное, чтобы у мамы к нам вопросов не было.
- Тогда пусть берут его ВСЕ! - говорю, - не поставлю, пока не увижу галочки напротив ВСЕХ окошек!
Ненуачо! Почему я? Самая здоровая? Или, может, лысая? Или вы тогда, взамен, заберете у меня уже поставленное кому-то занятие? Да ну!
И вообще! Что значит: "мама не в себе"! По-моему, на занятии она была вполне "в себе" и ясно дала нам понять, что кружков им не надо! Ничего не понимаю!
Ну а педагог-театрал послала всех лесом и сказала, что ей поффик, кому, кого и куда ей еще поставят, хоть 300 человек в группу друг другу на голову, однако за качество занятия она уже ответственности не понесет. А если что - вообще уйдет на больничный.
Вот нехорошие тетки мы, да?
Кто еще тут нехорошая тетка! А кто реально нехорошая тётка? Вадина мама, да?
Как бы не так!
Только на следующий день выяснилось, что мама Вади - вообще не в курсе этого внезапного спора и гонки за занятиями! А автор сего "нашествия" - наша невероятно заботливая ЗамЗама! Это ОНА прошлась с "выборочной проверкой" по детским бегункам и напала на бегунок Вади, в котором отсутствовали занятия в моём и еще нескольких кружках.
И это ОНА заставила стационарную заведующую заставить нашу заведующую заставить нас (педагогов) заполнить "по горло" Вадин бегунок!
А к Вадиной маме - у нас нет вопросов! Честно!
Вам же, дорогие читатели, просто очень приятного дня!