Взято из китайского трактата "Слово о живописи из сада с горчичное зерно"
И-ЦАО2 говорит:
Перед тем как приступить к рисованию завершенных картин орхидей, следует изучить работы древних мастеров. Позже можно добавить собственные идеи. Однако сначала необходимо овладеть различными методами; правила, сформулированные для запоминания через пение (ко чье),3 должны быть изучены, и только затем можно начинать с основных мазков, содержащихся в иероглифе ч’ю.
Изучая письмо, начинают с простых иероглифов, состоящих из нескольких мазков, и переходят к сложным иероглифам с большим количеством мазков. Так же и в изучении рисования цветов: начинают с тех, у которых мало лепестков, и переходят к тем, у которых много лепестков, от маленьких листьев к большим, и от одиночных стеблей к группам. Каждый раздел темы классифицирован здесь так, чтобы начинающие могли их полностью освоить, не только наблюдая их глазами, но и удерживая впечатления в своих умах. В каллиграфии сначала учатся писать ч’ю, который содержит восемь основных мазков; хотя существуют сотни и тысячи иероглифов, фундаментальные мазки содержатся в ч’ю. Аналогично в рисовании цветов: когда начинающий освоил основные шаги, он уже начал путь к приобретению опыта и мастерства.
Общий фон живописи орхидей
Со времен Чжэн Со-наня, Чжао И-чжая и Гуань Чжун-чи4 было много художников, известных своими монохромными картинами орхидей тушью. Их можно разделить на две основные группы: литераторов, которые в определенные вдохновенные моменты добивались чрезвычайно спонтанных результатов в кистевой работе; и женщин-художников орхидей, в работах которых божественное качество как будто парит над картиной. Обе группы были чудесны.5 Чжао Чунь-ку и Чжун-му6 работали в том, что можно назвать семейным стилем. Ян (У-цю) Пу-чжи и Тан Шу-я (эпоха Сун), племянник и дядя, оба были чрезвычайно искусны. Ян Вэй-кан и (Чжао) И-чжай, периода Юань, имели одно и то же имя, Цзы-ку. Все эти художники были знамениты своими картинами орхидей. До времен Мин были Чжан Цзин-чжи, Син Цзы-цзин, У Цю-линь, Чжоу Гун-ся, Цай Цзин-мин, Чэнь Гу-пай, Ду Цзы-цзин, Цзян Лэн-шэн, Лу Бао-шань и Хэ Чжун-я. Их тушь вызывала разнообразные ароматы; из их чернильниц росли девять полей орхидей. Каждый был на пике своего времени. В живописи орхидей женщины-художники следовали (леди) Гуань Чжун-чи; были Ма Сян-лань, Се Су-су, Сюй Пьен-пьен и Ян Вань-жо. Все они были красивыми куртизанками, что, как считают некоторые, бросает тень на орхидею. Однако (с тех пор как две принцессы Сян были даны в наложницы их отцом своему преемнику), поля орхидей реки Сян отражают румянец стыда, но продолжают производить не обычные цветы или обычную траву.
Порядок мазков кистью при рисовании листьев орхидеи
Искусство рисования орхидей полностью зависит от изображения листьев, поэтому рисование листьев должно быть первой задачей.
Первоначально следует научиться рисовать мазки, известные как тин т’оу (кончики ногтей), шу вэй (крысиный хвост) и т’анг ту или фан ланг ту (живот богомола); затем мазок, называемый цзяо фенг йен (пересекающий мазок, образующий глаз феникса); и наконец мазок, называемый по хсианг йен (разбивающий глаз слона). Наконец, следует освоить мазки для листьев, обвивающих основание, и оболочки у корней, напоминающей форму рыбьей головы (чи ю фоу). Таким образом, рисуют листья, изгибающиеся в одном направлении и поднимающиеся в другом, передавая жизненное движение (шенг тунг) растения. Листья должны пересекаться и перекрываться, но никогда не повторяться монотонно. Следует различать листья травяной орхидеи (цао лан) и болотной орхидеи (хуй лан): у последней они тонкие и гибкие, у первой широкие и прочные. Эти мазки являются первыми шагами в рисовании орхидей.
Рисование листьев направо и налево
При рисовании листьев есть методы их изображения вправо и влево. Рисование листа описывается как "письмо" мазком, называемым п’ех. Это мазок и термин, используемый в каллиграфии. Когда рука движется слева направо, мазок называется шунь (положительный), а справа налево — ни (отрицательный). Начинающие должны сначала практиковать шунь мазок, пока не смогут легко управлять кистью. Контрмазок ни следует практиковать, пока движение кисти в обоих направлениях не будет освоено. Это даст некоторый опыт в обращении с кистью. Навыки манипуляции кистью только в одном направлении ограничены и неполны.
Рисование листьев, сгруппированных редко или плотно
Листья рисуют несколькими мазками, и они должны иметь плавную грацию, ритмично качаясь на ветру (двигаясь, как богиня) в радужной юбке с полумесяцем из нефрита, качающимся на поясе. Ни один дуновение обычного воздуха их не коснется. Листья должны наполовину закрывать орхидеи, и некоторые из них обязательно должны быть нарисованы за цветами, поддерживая их; их следует рисовать, растущими из корней, хотя не так, чтобы они казались скученными. Когда удается передать всю идею (и) без рисования каждого листа, тогда действительно владение кистью становится очевидным. Необходимо внимательно изучать работы древних мастеров и практиковать рисование трех листьев, затем переходить к пяти листьям, а затем к десяткам листьев. Когда листьев мало, они не должны казаться редкими; когда листьев много, они не должны выглядеть запутанными и в беспорядке — это вопрос тонкой дискриминации.
Рисование цветка орхидеи
При рисовании цветов нужно знать, как изображать их склоненными, а также стоящими вертикально, как рисовать их лицом вверх и назад, в бутоне и в полном цветении. Стебли должны казаться обернутыми листьями; цветы должны выходить из них. Они должны быть видны спереди, сзади, сверху и снизу; таким образом они не будут повторяться монотонно, стоя в ряд. Некоторые цветы должны быть за листьями, как бы наполовину скрываясь. Некоторые цветы, однако, должны быть свободны от листьев, чтобы не казаться связанными. Болотная орхидея, хотя и похожа на обычную травяную орхидею, не так красива или грациозна. На прямом стебле цветы обращены в разные стороны и распускаются в разное время. Стебель прямой и вертикальный, но цветы тяжелые, как будто свисают со стебля. Каждый стебель и цветок имеют свое особое положение и угол. При рисовании цветов как травяной, так и болотной орхидеи, следует избегать эффекта пяти лепестков, растопыренных как пальцы раскрытой руки. Они должны частично перекрывать друг друга, некоторые изгибаться к стеблю, другие растягиваться. Они должны быть деликатными, соединяться между собой и отражать друг друга. После долгой практики и тщательного освоения методов, сердце и рука будут в согласии. Вначале, однако, рекомендуется строго следовать предписанным методам; таким образом, в конечном итоге можно достичь совершенства.
Точечное сердцевинное украшение
Точечное украшение сердцевины орхидеи подобно изображению глаз у красивой женщины. Как пульсирующие поля орхидей реки Сян оживляют всю сельскую местность, так и точечное украшение сердцевины цветка добавляет завершающий штрих. Вся сущность цветка заключена в этом небольшом мазке. Как можно пренебречь этим?
Использование кисти и туши
Чже Инь, буддийский монах периода Юань, сказал: "Когда эмоции сильны и человек чувствует себя сдержанным, следует рисовать7 бамбук; в легком настроении следует рисовать орхидею, так как листья орхидеи растут, словно летя и порхая, бутоны раскрываются радостно, и настроение действительно счастливое".
Начинающему следует сначала сосредоточиться на практике с кистью. Мазки должны выполняться с поднятым локтем. Тогда они будут естественными и легкими, соответствующими форме для рисования, твердыми без напряжения, полными и живыми. Что касается туши, то должна быть счастливая комбинация светлых и темных тонов. Листья должны быть темными, а цветы светлыми; точечное украшение сердцевины должно быть темным, а оболочка стебля светлой. Это фиксированное правило. Если используется цвет, темные тона должны быть на лицевой стороне листьев, а светлые на обратной, темные тона для передних листьев и светлые для задних. Это правило должно быть полностью освоено.
Метод контурного рисунка
Древние использовали метод контурного рисунка при рисовании орхидей. Это был метод, называемый шуан коу (двойной контур или контурный рисунок), один из нескольких способов рисования орхидей. При его использовании, если только копируется форма, заполняя ее цветом, синим и зеленым, то сущность цветка будет утрачена, и он лишится грации. Однако этот метод не следует упускать при обсуждении различных методов, и поэтому он упоминается здесь.
Правила рисования орхидеи, изложенные в четырехсложных фразах
Секрет рисования орхидеи в основном заключается в циркуляции духа (ци юань). Тушь должна быть наилучшего качества. Вода чистая и свежая. Чернильница очищена от старой туши. Кисть качественная и гибкая.
Сначала нарисуйте четыре листа. Они должны отличаться по длине. Пятый лист пересекает их. В этом заключается грация и красота. В местах пересечения каждого листа добавьте еще один; поместите три в центре, четыре по бокам и завершите двумя листьями.
Тоны туши должны быть разнообразными. Старые и молодые листья должны смешиваться. Лепестки должны быть светлыми, тычинки и чашелистики темными. Рука должна двигаться, как молния; она никогда не должна быть медленной или нерешительной. Все зависит от структуры и стиля (ши), выраженного кистью.
Цветы должны иметь разнообразные позиции: вид спереди, сзади и сбоку. Если они должны составить приятную композицию, их следует размещать естественно (цзы ран). Три бутона и пять цветков составляют картину. Цветы на ветру или на солнце элегантны. На морозе или в снегу листья начинают опадать.
Стебли и листья должны иметь движение, подобное хвосту парящего феникса; чашелистики должны быть легкими, как стрекоза. В основании растения должна быть оболочка из листьев, которую следует нарисовать примерно кистью; добавьте камни, нарисованные в методе фей пай (летящий белый). Поместите одно или два растения орхидеи рядом с банановым деревом, как будто они обычная трава, или на уединенном берегу; добавьте их к одному или двум стеблям зеленого бамбука или нарисуйте их рядом с колючими кустарниками. Это улучшает композицию. Следуйте примеру Сун-сюэ (Чжао Мэнфу), так как это истинная традиция.
Правила рисования орхидеи, изложенные в пятисложных фразах
В рисовании орхидеи первый мазок — это (дугообразный мазок) п’ех. Кисть следует держать запястьем с ловкостью. Мазки не должны быть равной длины. Когда листья растут пучками, перекрещиваясь, изгибаясь и опадая, они должны иметь ших (стиль и структурную интеграцию). Изгибаясь или поднимаясь, каждый имеет особый аспект; следует различать формы на переднем и заднем плане. Должно быть разнообразие тонов туши. Добавьте цветы и еще листья, также оболочку, покрывающую основание. Цветы сначала следует нарисовать светлой тушью; мягкие и гибкие, они поддерживаются своими стеблями. Различия между внутренними и внешними лепестками должны быть показаны, каждая форма очень деликатна. Стебель должен быть обернут тонким молодым листом. Цветы приобретают выразительность, когда их тычинки точечно обозначены темной тушью. В полном расцвете цветок стоит прямо, лицом вверх. Настроение — светлый и счастливый день. Когда цветы нарисованы на ветру, они должны казаться утяжеленными росой. Бутоны закрыты, как будто крепко удерживают свой аромат. Пять лепестков цветка не должны быть расположены как пальцы раскрытой руки. Они должны быть как пальцы, хотя один или два изогнуты, а один или два прямые. Стебель болотной орхидеи должен быть крепким и прямым, его лист сильным и ярким, листья распространяются во все стороны больше, чем у обычной орхидеи. Цветы свисают с кончиков стеблей; их тонкий аромат можно передать движением запястья. Через кисть и тушь можно передать их сущность.