Авторские размышления о тех, кто работает в декоративно-прикладном искусстве
Текст: Галина Мумрикова
Очень хочется отвлечься от выставочного компонента и просто поделиться своими мыслями по поводу современной тонкой художественной керамики, которая у нас вниманием явно не обделена. Проводятся выставки, да и само «братство керамистов» показалось мне довольно дружной гильдией профессионалов, которые и помогают друг другу, и учатся друг у друга. Впрочем, возможно, мне показалось.
Все они разные. И стили у всех разные, независимо от того, что они делают, для кого, как себя позиционируют. И все умеют выстаивать композиции, могут себя подать. Но самое главное: керамисты – люди увлеченные. Тоже все до единого.
Двенадцать художников, чьи изделия оказались у меня перед глазами, отобрались только лишь потому, что мне прислали фотографии их работ с весенней выставки, которая проходила в Восточном Культурном Центре Института востоковедения РАН. И, хотя там на первом плане присутствовали представители икебаны, керамисты были отнюдь не на втором, а, скорее, просто на равных.
Итак, начну, пожалуй, с Татьяны Бригадировой. Она – член Союза художников
Москвы, награждена дипломом Российской академии художеств и
благодарственной грамотой министра культуры РФ, и ее работы осели во многих российских музеях. Как-то она сказала: «…сюжеты моих работ – это осознание какой-то ситуации». Татьяна работает со многими материалами – шамотом, фарфором, стеклом и даже с бронзой. И в керамике она – истинный живописец обнаженной модели. Живописец утонченный и разноплановый.
А вот Николай Муминов – автор печи Анагама Булочка на Академической даче художников им. И.Е.Репина. Он участник и куратор дровяных высоких обжигов, который проводится при температуре 1200–1250 °C. Вообще-то вся керамика до конца XIX века была керамикой дровяного обжига, при котором образуется естественная «глазурь». Его работы «Плод», «Порыв», «Вдох» лаконичны. Как лаконичны и сами названия, стопроцентно соответствующие созданному образу.
Анастасия Григораш очень часто работает без эскиза, считая, что такой метод позволяет ей добиться большей свободы. Она и вправду пробует себя в самых разных стилях – от классики до концептуализма. Настя – личность увлекающаяся, занимается и живописью, и фотографией, что позволяет ей реализоваться еще и в скульптуре, и в дизайне, и, конечно же, в керамике.
Екатерина Пономарева тоже создает художественную керамику для интерьера, окончив курс «Предметный дизайн» Высшей школы дизайна. Ее, видимо, очень привлекает архитектура, и потому она так вдохновлена сложными геометрическими объектами, которые при ближайшем рассмотрении не кажутся сложными, потому что в них преобладают теплые или сочные тона, вызывающие лишь позитивные эмоции.
Вазы Оксаны Горбуновой требуют, безусловно, своего дополнения. Хотя могут существовать и самостоятельно. Внедрить их в соответствующий интерьер позволяет слегка абстрактный декор, который внешне выглядит как часть масляного полотна. А вот «квартет» ваз у художника и преподавателя керамики Ольги Андреевой – своеобразная борьба противоположностей, контраст светлого и темного, и такой живой, запоминающийся.
Евгения Цветкова пришла в керамику после двадцати лет работы юристом (и такое бывает). Она так и написала про себя: «…с подачи своих учителей в керамике полюбила коллективные обжиги – «раку», дровяные печи, огненные скульптуры». Взгляните на ее «Заморозки» или «Тополиный пух». Да, единство формы и содержания.
Мария Коне тоже когда-то была и ивент-менеджером, и маркетологом, но потом пришла в керамику и осталась в ней. Последние годы активно участвует в коллективных дровяных обжигах, выставках, занимается собственными творческими проектами. Очень понравился ее объект-образ кобры, ваза в японском стиле минимализма. Чувствуется, что потенциал у нее не маленький, ей есть что сказать.
Керамист Анна Орлова считает, что в своем творчестве она следует за материалом, поэтому у нее получаются такие колористические абстракции, которые вроде бы очень просты по форме, но в кажущейся повторяемости рисунка реально есть что-то уж очень рукотворное, как будто над каждой ячейкой, над каждой выемкой трудился в поте лица художник.
У участницы многочисленных выставок Светланы Осиповой творческий псевдоним SipArt. Ее вазы из серии «Хвост каменной русалки» – законченные объекты, хотя имеют и абсолютно утилитарное предназначение. Вроде как вазы для цветов. С одной стороны. А с другой – панно. Просто его закруглили, то есть как бы сюжет панно перенесли на округлые бока ваз.
От керамики Марины Пашковой невольно заряжаешься какой-то первородной энергией и силой, а от работ Лоры Урусовой веет теплом, уютом, комфортом, счастьем бытия.
Приношу благодарность Ольге Лапшиной, мастеру икебаны, куратору выставочных проектов, автору проекта АРТ-ИКЕБАНА, члену STA - международной ассоциации икебана СОГЭЦУ г. Токио (Япония), члену Московского филиала СОГЭЦУ за предоставленную информацию и фотоматериалы.
#искусство#декоративно-прикладное искусство#выставки#Слово весны#Восточный Культурный Центр Института востоковедения РАН#Ольга Лапшина#