Буллинг среди подростков представляет собой форму агрессии, которая проявляется через систематическое унижение, запугивание, издевательства и другие формы негативного воздействия со стороны одних подростков на других. Это явление имеет серьезные последствия для психического и эмоционального благополучия молодежи и требует внимания со стороны общества, школ и родителей.
Статистика неумолима: огромное количество детей сталкиваются с буллингом в стенах школы. Это не просто «детские шалости», это жестокое и систематическое насилие, которое отражается на успеваемости, самооценке и психическом здоровье жертв. По данным ВЦИОМ, 18% россиян хотя бы раз в жизни сталкивались с травлей в свой адрес, а еще 16% были свидетелями. 38% жертв становились ими именно в школе.
19 марта 2024 года стало известно, что суд удовлетворил исковые требования жительницы Волгоградской области о компенсации морального вреда за травлю ее дочери в школе. Девочка подвергалась систематическим истязаниям, публичным моральным и физическим издевательствам со стороны одноклассников. Но просьбу мамы девочки разобраться с этой ситуацией директор школы, психолог и социальный педагог игнорировали. И лишь перевод школьницы на домашнее обучение разрешил ситуацию, но девочка всё ещё находилась в подавленном состоянии.
Сколько еще случаев остаются незамеченными или проигнорированными? Очевидно, что много. Именно это подталкивает на вопросы: какие могут быть причины такого поведения, последствия и способы преодоления?
Я решила узнать у людей, которые подвергались травле со стороны одноклассников, что они чувствовали, возможные причины этого и как боролись с этим.
Рите 16 лет, она полтора года подвергалась буллингу со стороны одноклассников в новой школе. И вот что она говорит о своих ощущениях на тот момент.
«Я пыталась дать отпор, но заканчивалось это еще большей травлей. Я не знала, что сказать этим людям, не знала кому рассказать об этом, к кому обратиться за помощью. В тот момент было ощущение, что никто мне не сможет помочь. Определенной причины не было. Единственное, что я делала — пыталась подружиться с новым классом. Начиналось всё с оскорблений, но потом были и угрозы избиения».
Чтобы рассмотреть проблему со всех сторон, узнаем мнение парня, который сам устраивал травлю своей одноклассницы. Артёму 21 год и вот как он вспоминает то время.
«В начальной школе к нам пришла девочка, которая неопрятно одевалась, и мы обзывали её за это. Ситуация усугублялась тем, что каждый раз она жаловалась на нас. Мы могли оскорблять, отбирать деньги, еду, вещи. После очередного родительского собрания нам досталось от родителей. За это мы побили её в туалете, разорвали ее тетради, учебники и начали макать ее головой в унитаз. В этот момент я ощущал сильную агрессию, хотя сейчас понимаю, что она просто защищалась. Никто из взрослых не сможет повлиять на детское поведение, когда давят толпой и тебе приходится играть по правилам толпы».
В результате опроса среди подростков 14-17 лет стало ясно, что 18 опрошенных человек из 25 сталкивались с той или иной формой буллинга.
Буллинг может иметь различные причины. Некоторые из них включают низкую самооценку у детей, желание установить свою власть над другими, зависть, страх перед отличием и непониманием различий. Также социальные факторы, такие как влияние окружения и недостаток эмоциональной поддержки, могут способствовать возникновению буллинга. Травля может иметь серьезные последствия как для жертв, так и для агрессоров. Для жертв это может привести к психологическим проблемам, таким как депрессия, тревожность, посттравматическое стрессовое расстройство, а также к снижению успеваемости в школе. Для агрессоров буллинг может стать первым шагом к серьезным проблемам с законом и социальной адаптацией.
Так как же действовать педагогам в школе в таких случаях? Что делать родителям, которые узнали о том, что их ребенка травят в школе?
«Чтобы сплотить свой класс, я провожу беседы о дружбе. В худшем случае приходится привлекать психологов и родителей к жизни класса. Я классный руководитель первого класса и для его сплочения иногда могу устраивать чаепития, чаще всего это работает, — рассказывает Сидорова Людмила, учитель начальных классов в коррекционной школе с 22-х летним стажем работы. — Нельзя не реагировать, нельзя осуждать ребенка. Самое главное-выслушать и дать понять, что вы на его стороне и готовы ему помочь. Важно поддерживать связь с классным руководителем. В крайнем случае, если ничего не помогает, перевести ребенка в другую школу или на домашнее обучение. У нас коррекционная школа и, казалось бы, эти дети не осознают многого, но при этом совершают поступки с явной целью обидеть и унизить. Бывает, что пинают, оскорбляют, пытаются ударить. Такое мы пресекаем немедленно».
Но кто же эти агрессоры? Какие это дети как правило?
Вот что об этом думает психолог — Мила Кудрякова
«Скажу из своей практики, агрессоры-это дети с трудностями, но с сильным характером, например, они лидеры в какой-то из областей. Если у ребенка есть трудности в семье или где-либо еще, он будет не позитивным, а отрицательным лидером. Я точно знаю, что если ребенка систематически травили в период его становления, то во взрослой жизни ему будет сложно вставать в позицию силы. У такого человека будут в дальнейшем проблемы с коллективом и самоопределением».
Любой ребенок, оказавшись в нетипичной для него среде, может оказаться жертвой буллинга. Если изначально коллектив может допустить травлю и такая форма общения для них принята и нет взрослого, который контролирует их поведение, то любой ребенок может стать пострадавшим. В качестве мишени выбирают того, кто имеет хотя бы какое-то отличие от остальных.
Преодоление проблемы буллинга требует совместных усилий общества, школы, родителей и самих подростков. Важно создать безопасную и поддерживающую среду в школе, где каждый ученик чувствует себя защищенным и уважаемым. Программы по профилактике буллинга, тренинги по развитию эмпатии и конфликтного разрешения, а также психологическая поддержка для всех участников процесса могут помочь снизить случаи буллинга и его негативные последствия.
Буллинг — это всегда насилие. Он не может быть полезен и не делает характер человека сильнее. Он наносит травмы всем, кто участвует в нём и влечёт за собой плачевные последствия. В позиции жертвы травли может оказаться каждый и вряд ли этот конфликт возможно остановить без вмешательств со стороны взрослых. Учителям важно обращать внимание на взаимоотношения между учениками, родителям - интересоваться жизнью ребенка и выстраивать доверительные отношения с ним. Вопрос лишь в том, готовы ли взрослые вмешиваться в это и пытаться создать комфортную среду для детей.
Виктория АКИМОВА — студентка 1 курса журналистики КФУ