Учимся мыслить системно — в любом возрасте это по силу.
В современном мире отсутствие у человека системного мышления ставит его в очень неприятное, если не сказать зависимое положения от тех, кто им обладает.
Приведем высказывание Г. Грефа о системном мышлении: «Системное мышление, я хочу вам сказать, – это удивительная вещь, которая больше чем, а точнее отсутствие ее, больше нас в жизни не мучает, чем какая-либо другая проблема. Вот люди с отсутствующим системным мышлением – это вообще катастрофа по жизни. Это пожиратели времени». «Что такое системное мышление? Это способность анализировать и синтезировать информацию. Всё очень просто».
Если человек — руководитель серьезно организации говорит о такой проблеме, то, по всей видимости он с ней сталкивался не один раз. А значит эта проблема действительно наиболее значимая. И как мне кажется, её решение важнее приобретения любых компетенций.
Если мы осознали проблему, то, как минимум понимаем, что её нужно как-то решать. Вопрос в том, как?
Но перед тем как наметить пути решения данной проблемы, нужно понять, а что же такое системное мышление?
Чтобы было более понятно, что за «зверь», приведем некоторые определения.
Система – это совокупность объектов с фиксированными свойствами, «на которой» реализуются определенные отношения между объектами по определенным закономерностям.
Системный подход – это последовательность действий, направленных на выявление системообразующих отношений между объектами, придающих множеству объектов структуру.
Любая система – это, прежде всего, структура, реализованная на базе некой общности элементов, которые обладают хотя бы частью фиксированных свойств и связаны через эти свойства системообразующими отношениями. Системный подход основывается на системном анализе.
Системный анализ – алгоритм оценки влияния каждого элемента системы, при конкретной сложившейся структуре системы, на другие элементы системы и всю систему в целом. Системный анализ всегда выстраивается на основании предусловий – необходимости придать значение одним характеристикам элемента (выявить их) и пренебречь другими. К примеру, в шахматах, это ценность фигур не сама по себе, а ценность в каждый конкретный момент времени, т.е. в конкретной игровой ситуации. Ценность фигуры тем выше, чем выше ее способность повысить преимущество системы в целом. На первом месте король, далее остальные фигуры – по значимости в каждый момент игровой ситуации, т.е. в зависимости от функциональности фигуры для всей системы в целом.
Структура – это организованная (в некотором смысле «расположенная») определённым образом совокупность элементов с конкретными взаимоотношениями между ними. Структура всегда выполняет функцию.
Функция – предопределенная (в статистическом смысле вероятность наступления события) структурой системы и свойствами элементов реализация процесса преобразования чего-либо в результате взаимодействия системы с чем-либо.
А теперь посмотрите на игру в шахматы с позиции системы, и вы увидите ее в совершенно другом виде – в качестве инструмента формирования системных алгоритмов в психике. Именно поэтому её нет в обучающем процессе.
Для примера приведем видео, на котором ребенок восьми лет, изучивший в период самоизоляции на даче, что такое системы, записывает свое видение о них.
Как видите, ребенок с таким базисом в мышлении получает огромное преимущество — он в дальнейшем осваивает знания системно. А такую способность не дает ни какая школа, ведь из образовательного процесса выведены: логика, шахматы, психология и многое другое. Не говоря уже о том, что основы теории систем не как не преподавались, так и не преподаются.
В свое время мы озадачились вопросом — как научить не только ребенка эффективно учиться, но и тех, кто постоянно осваивает новые знания?
Ответ был прост. Нужно дать им знания о методологии познания и творчества.
Соответственно в течении пяти лет мы проанализировали не только известные материалы, но и те, которые не выходили в широкую печать по разного рода причинам. Именно последнее позволило создать уникальный не только по содержанию, но и по результативности материл. Под результативностью мы понимаем не столько количество новых знаний, которые получает человек из одной книги, сколько качество этих знаний.
Поэтому решение проблемы отсутствия системного мышления, это в первую очередь решение главной проблемы — повышение своей результативности, а соответственно всего того, что этому сопутствует. Не потому ли мы учимся в школе, в ВУЗе? Так не лучше ли освоить системное мышление и в дальнейшем уже забыть про те неудачи, которые сопутствовали его отсутствию?
Укажем еще на одну вещь. Все знания, которые вы приобретаете, так или иначе устаревают. Это объективно так. Единственное, что не устаревает, это методология познания и творчества, ведь именно на её основе происходит самый эффективный процесс освоения новых знаний. К ней же относится и системное мышление.