Быть в Туле и не побывать на гармонной фабрике — непростительная роскошь для фотографа.
Во времена СССР фабрика носила популярное и музыкальное имя «Мелодия». Прошли те времена, отгремела старая музыка, на смену ей пришла новая, а вместе с ней и новая реальность. С приходом девяностых для фабрики настали не простые времена, резко сократилась загруженность производства. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону, но до расцвета времен СССР очень далеко и, скорей всего, того, что было, уже никогда не будет. «Тульская гармонь» производит не только гармони. Делают здесь
и баяны с аккордеонами.
Первое, что сразу бросается в глаза, когда переступаешь порог, обилие ручного труда. Человеческий фактор присутствует практически на всех стадиях производства. И чем ближе к готовому изделию, тем большее участие принимает человек в судьбе инструмента.
На первом этаже находится всё, что что связано с изготовлением металлических частей гармошки. Огромные станки: прессы, токарные, резательные: все они трудятся над изготовлением металлических частей: планки для голосов, кнопочные механизмы, сами голоса, другие детали инструмента. Станки впечатляют своими размерами и сроком давности, но, несмотря на это, всё работает исправно.
Опять же благодаря человеческим рукам и голове — в этих цехах очень важную роль играют слесаря, которые занимаются отладкой и ремонтом оборудования.
Любимое занятие мужской половины фабрики — в обеденный перерыв забить козла. Хотя официально домино на фабрике под запретом. Но лояльное начальство, понимая, что труд на фабрике нелёгок, даёт рабочим расслабиться и закрывает глаза на игру в кости.
Кто-то домино предпочитает в обед попить чайку или выкурить сигарету. На фабрике есть специальная курилка, но некоторые предпочитают выкурить сигаретку и в неустановленном месте.
Этажом выше располагается производство, связанное с деревообработкой. Здесь работают над изготовлением деревянных корпусов для инструментов и резонаторов.
На этом же этаже осуществляется серийная сборка готовых инструментов: крепление мехов, вставка кнопочных механизмов и голосов.
После сборки инструменты проходят отладку и приёмку у отдела контроля.
Всё самое значимое и важное, а именно изготовление и отладка заказных, самых дорогих баянов “Мир” происходит на третьем этаже фабрики. Здесь трудится элита — слишком ответственна и тонка работа, которую выполняют эти мастера. Речь идёт уже о штучных экземплярах. Работа над одним инструментом занимает около полугода и его стоимость переваливает далеко за полмиллиона рублей.
Отдельная тема — отладка звучания инструментов. Начинается всё еще на стадии подгонки язычков, которые крепятся на планках. Работа очень специфичная и тонкая.
Регулировка звучания инструментов продолжается и на других этапах производства.
А здесь деревянные корпуса обтягивают в пластиковую оболочку. Производство очень вредное и, несмотря на то, что в помещении работают вытяжки, запах стоит невыносимый. И всё равно жизнь заставляет работать и на такой работе.
Работать на фабрике очень тяжело. Расценки невысокие и поэтому зарплаты очень небольшие. Может быть поэтому некоторые люди не выглядят весёлыми и жизнерадостными, а, скорей, грустными и печальными.
То здесь, то там на фабрике можно встретить предметы ушедшего времени: бюсты и портреты Ленина и Маркса, разные вымпелы передовикам производства, плакаты времён СССР. Словно машина времени перенесли вас на три десятка лет назад, и вы снова очутились во времени, полном надежд на светлое коммунистическое будущее.
На баяне производства Тульской гармонной фабрики играет Фёдор Чистяков. Наведывался на фабрику и Игорь Растеряев. Раньше здесь делали инструменты для Виктора Гридина, мужа Людмилы Зыкиной. На инструментах Тульской фабрики занимаются и дети в Тульском музыкальном училище имени Даргомыжского...
Если Вам было интересно, пожалуйста, поставьте лайк, напишите комментарий и подпишитесь на мой канал — я буду и дальше знакомить вас с интересными материалами и качественными фотографиями.