«ДОБРО ИЛИ ЗЛО? Цифровые платформы как драйверы социальной стабильности или поведенческой зависимости?» - название одной из сессий закончившегося ПМЭФ.
«ПОЖИРАТЕЛИ ЛЮДЕЙ: как e-commerce и маркетплейсы создали кадровый дефицит в России» - это название свежей статьи в российском Forbes, которую рекомендуем к прочтению в полном объеме. Кому не досуг, мы решили привести основные тезисы, которые относятся к логистике.
Только из этих двух заголовков можно сделать вывод о том, что взрывной рост отрасли Е-commerce несет в себе не только плюсы, но и минусы. Подъем объемов рынка он-лайн торговли на фоне миллиардных инвестиций привел к тому, что началась не только конкурентная гонка за долю рынка между cамими маркетплейсами, но и буквально борьба за выживание в смежных отраслях, которые не выдерживают конкуренции, в первую очередь, за персонал.
За последние три года Е-commerce создал сотни тысяч новых рабочих мест и переманил на них линейный персонал практически из всех отраслей. И все это на фоне острого кадрового дефицита, о котором говорят члены нашего правительства, в том числе с трибун ПМЭФ.
Среди экспертов, особенно из числа «уехавших», да общим мнением стало ссылаться на демографию и мобилизацию. Впрочем, и наши чиновники зачастую называют те же причины. И вот, что интересно пишет Forbes, ссылаясь на многочисленные мнения участников рынка:
- «существует как минимум еще одна «черная дыра», втягивающая кадровые ресурсы, и речь идет о сегменте Е-commerce. За несколько лет в России выросла огромная и совершенно новая отрасль, создавшая миллионы рабочих мест и «поглотившая» почти все свободные руки на рынке».
Аналитики РАН подсчитали, что в 2023 году общий дефицит кадров в России составил 4,8 млн человек. В организациях, занимающихся междугородными и международными железнодорожными пассажирскими перевозками – это 2,1%, в компаниях доставке продуктов питания - до 17,3%.
Дефицит кадров за 2 года вырос более чем вдвое, если сравнивать с данными компании FinExpertiza, которая подсчитала этот показатель по состоянию на конец 2021 г. Еще в начале 2021 г. вице-премьер Марат Хуснуллин заявлял, что только в строительном секторе дефицит кадров составляет 1,5-2 млн чел.
Куда же делись люди? Задается вопросом Forbes.
И приводит свои расчеты, согласно которым в рамках мобилизации и добровольцев с рынка труда в 2022-2023 гг. выбыло 808 000 чел. Еще 500 000 человек привлекли для работы в ОПК. То есть, нужно искать в другом месте. И тут журналисты не стесняются – называют Е-commerce «Неудержимым монстром». Что, впрочем, неудивительно, глядя на темпы развития отрасли.
В 2020 г. рост eGrocery (интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания, без учета продаж продуктов питания через универсальные и мультикатегорийные интернет-магазины и маркетплейсы) составил 250%, до 130 млрд руб, в маркетплейсах — 108%, до 721 млрд руб. По итогам 2023 года Data Insight оценил объем рынка eGrocery уже в 809 млрд руб, а маркетплейсов — в 4,4 трлн руб, то есть обе категории увеличились в шесть раз.
Рост объемов рынка сопровождался развитием инфраструктуры и количеством занятых. В обслуживании ПВЗ (пункт выдачи заказов) выросло с 92 000 чел в 2020 г до 200 000-300 000 чел на начало 2024 г по минимальным оценкам. На собственных складах участников рынка Е-commerce количество сотрудников выросло с 36 000 до 204 000 чел по минимальным оценкам. А площади самих складов Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» суммарно с 900 000 кв. м до 5,1 млн кв м в 2023 г.
Самой «человекоемкой» сферой Е-commerce остается курьерская служба. Forbes приводит оценки Михаила Бурмистрова из InfoLine: «в 2023 г в России работало более 1 млн курьеров, из них более 300 000 в Москве и МО и более 100 000 в Санкт-Петербурге и ЛО, что на 30-35% больше, чем в 2022 г.»
«Таким образом, только на позициях складских работников, сотрудников ПВЗ и курьеров в сегменте Е-commerce задействованы более 1,4 млн чел, причем большинство этих рабочих мест появились в период с 2020 по 2023 гг. Это неполная цифра, поскольку в ней не учтены сотрудники специализированных интернет-магазинов (например, «Всеинструменты.ру», Lamoda и других), сотрудники селлеров-юрлиц, водители, персонал dark kitchen и dark store и ряд других позиций, то есть оценку 1,4 млн чел нужно считать минимальной».
Привлечь весь этот персонал отрасль смогла за счет агрессивного найма и более высоких зарплат. Опять же распространенным является мнение о том, что причиной роста з/п стали доходы участников СВО как ориентир для соискателей. Однако, судя по словам собеседников Forbes, e-commerce сыграл точно такую же роль, и именно с его подачи началась гонка зарплат между работодателями из разных секторов.
Логистическая отрасль пострадала в первую очередь.
«Маркетплейсы и крупные интернет-магазины привлекают персонал высоким уровнем зарплат, которые продолжают расти, — констатирует директор по персоналу ПЭК Виктория Цой. — Поэтому водители, грузчики, кладовщики, комплектовщики и другие сотрудники часто переходят из других отраслей в сегмент Е-commerce».
Гендиректор компании «Этерна» Дмитрий Томилин говорит, что «гонку зарплат выдержать невозможно», поскольку неравенство заложено в самой бизнес-модели.
Е-commerce продолжает инвестировать в интенсивное расширение, они сосредоточены сейчас на захватываемых долях рынка, расширении и экспансии в новые регионы, а не на конкретном финансовом результате. А бизнесы других сфер, тот же общепит или ретейл, — на другом уровне развития и не могут позволить себе аналогичные инвестиции».
Гонка зарплат имеет и выражение в цифрах. По итогам 2023 г средняя з/п складского линейного персонала увеличилась более чем на 30%, водителей грузовиков — на 40%, до 150 000 руб. Как итог, себестоимость грузоперевозок в России увеличилась на 30%, и одна из основных причин — рост ФОТ. Из-за нехватки водителей грузовиков уже сейчас простаивает до 18% автопарка российских компаний - данные Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.
Дефицит кадров в E-com существует по всей цепочке. Forbes приводит данные консалтинговой компании КСЛ: нехватка комплектовщиков (29,1%), кладовщиков (22,4%) и водителей складской техники (15,5%). В лидерах по потребности в персонале оказалась промышленность (77,8%), e-commerce и 3PL (Third Party Logistics) — по 75%, дистрибуция и производство — 63% и 65,5% соответственно.