День рождения Рихарда Штрауса (1864 - 1949) - немецкого композитора и дирижера. Его творческий почерк - эффектное сочетание позднего романтизма и экспрессионизма.
Среди плодов творчества Маэстро - симфонические поэмы, оперы, камерные и сольные произведения, концерты для солирующего инструмента и оркестра и т.д. Из его оперных шедевров мне бы хотелось выделить "Саломею" (1905), "Кавалера розы" (1910) и "Каприччио" (1941). Этот выбор сделан не просто так: все эти опусы в настоящее время находятся в репертуарах столичных театров, и постановки, как минимум, заслуживают пристального внимания.
Говоря об оперном творчестве Р.Штрауса, все же нельзя не вспомнить и другие примеры: "Электра" (1908), "Ариадна на Наксосе" (1912), "Елена Египетская" (1927), "Молчаливая женщина" (1934), "День мира" (1936), "Дафна" (1937), "Тень осла" (1948) и т.д.
Маэстро Штраус — выдающийся дирижёр. В этом качестве он исполнял не только собственные сочинения, но и разнообразные оперные и симфонические партитуры XVIII — начала XX века.
Композитора на протяжении многих лет жизни занимал вопрос, касающийся важности вербальной и музыкальной составляющих оперного спектакля. Именно поэтому он создал произведение, в основе сюжета которого – аллегорический «любовный треугольник», в его «углах» мы видим Оперу, Поэзию и Музыку. Это - опера "Каприччио", насквозь пропитанная символами и аллегориями.
Опера "Саломея" создавалась на рубеже XIX и ХХ веков, когда в искусстве России и Западной Европы возникло особое течение – декаданс, направление, которому свойственен ярко выраженный индивидуализм, основанный на категорическом нежелании быть «как все». Творческие деятели, создатели и поклонники новой страницы в искусстве хотели выделяться из толпы, пропагандировали особый, прекрасно узнаваемый стиль поведения и манеру держаться в обществе. Этот шедевр - не что иное, как библейская легенда, рассказанная в эстетике декаданса. Действие происходит несколько тысяч лет назад. А межличностные коммуникации, наблюдаемые на сцене, не слишком отличаются от того, что происходит здесь и сейчас. Конечно, нравы и обычаи с течением времени претерпевают значительные изменения, но виды человеческих связей и отношений остаются практически на том же уровне, что и на заре цивилизаций.
Музыкальный материал этих произведений похож на бушующее море, точнее, на волны. Мелодии накрывают слушателей с головой и проникают буквально в каждую клеточку, напрочь врезаясь и в память, и в душу, и в сердце.
Спасибо Вам, маэстро, и низкий поклон за эти шедевры! С днем рождения!
#ИсторияМузыки. #ИсторияТеатра. Рихард Штраус
11 июня 202411 июн 2024
5
2 мин