Император-триумфатор
Портреты Петра I и Екатерины I, созданные французским художником Жан-Марком Натье, одни из самых известных во всём мире. Ими даже украшают упаковки от конфет. Летом 2024 две парадные картины появились в Арапском зале Эрмитажа.
- Эти портреты все прекрасно знают. Они печатаются на конфетных коробках и пачках чая и везде указано, что это Эрмитаж. Но посетители и даже сотрудники музея эти полотна в постоянной экспозиции не видят, а всё потому, что это самые востребованные портреты на всех наших временных выставках! - рассказывает Metro старший научный сотрудник отдела истории русской культуры, хранитель фонда живописи XVIII века Наталья Бахарева. - Очень эффектные полотна! Император-триумфатор перед нами. А Екатерина с одной стороны милая, но всё-таки это портрет монархини - она с гордой осанкой, с орденом, который был учреждён в её честь, в горностаевой мантии.
Путешествие картин
Легендарные портреты в Эрмитаже презентовали впервые после масштабной реставрации.
- Мы сейчас видим картину какими они, скорее всего, были 300 лет тому назад! - говорит художник-реставратор Сергей Богданов. - За то долгое время бытования картины часто меняли экспозиции, путешествовали. Переезжали они скорее всего по причине того, что перемещалась царская семья. Они находились в Зимнем дворце, Академии художеств, в большом Екатерининском дворце, позже и в Третьяковской галерее.
Тёмное "немножко"
Многочисленные поездки оставили "шрамы" на полотнах: механические повреждения и загрязнения. Свою роль сыграли и реставраторы прошлых веков, которые любые дефекты маскировали новым слоем масляной краски.
- Картины прошли большую историю реставрации. Художники делали корректировки маслом. А масляная краска со временем темнеет и сильно изменяется. Каждый последующий реставратор немножко ретушировал картины. И это "немножко" разрослось и стало покрывать практически всю поверхность вокруг изображения Петра I.
Художники XXI века удалили следы прошлых реставраций и только после этого приступили к устранению повреждений и восстановлению первозданных цветов. Работа над каждой картиной заняла около года.
- Самым сложным было удалить тонкий слой, который был по всей поверхности буквально втёрт в структуру картин. Можно сказать с уверенностью, что было две комплексные реставрации в XVIII и XIX веках, - добавляет Сергей Богданов.
Необычный царь
Портреты Петра I и Екатерины I были написаны в 1717 году во время поездки во Францию. Император приехал туда для установления дипломатических отношений с Людовиком XV.
- Приезд Петра во Францию был событием! Такой необычный царь вызывал всеобщий интерес, и многие хотели иметь его портрет, - продолжает Наталья Бахарева. - Портреты написаны с натуры. Здесь, конечно, они идеализированы, потому что это работа французского портретиста. Мы видим образ царя победителя. Это период, когда ещё не завершилась Северная война, но основные битвы уже были выиграны. И Екатерина, которая не отличалась изящными манерами, но здесь она представлена в образе супруги великого монарха, величественной и изящной.
Выставка в Эрмитаже работает до 29 сентября.
Юлия Журавлёва