Ситуация такая: я обожаю учиться. Хлебом не корми, дай пройти какие-нибудь курсы и дотянуться до нового куска знаний. В связи с этим, постоянное обучение вошло в привычку: мне нравится ходить на лекции, делать задания, получать оценку от маститых и умудренных опытом преподавателей (тот еще источник дофамина). Я училась, чтобы учиться, а не чтобы пойти и делать. А разница принципиальная.
Так за спиной осталось обучение в модельной школе за 100к+, и это еще в далеком 2014 году. К слову, я появилась на занятиях раз 10 от силы. Никакого продолжения этот курс не получил — потому что было абсолютно не ясно, как интегрировать знания в жизнь. А ведь обещали чуть ли не пожизненное трудоустройство. Это была первая встреча с ответственностью за собственное обучение.
Потом появилась любовь к книгам и писательскому делу — деньги рекой потекли в обучение редактуре, саморедактуре, корректуре, написанию… И это параллельно с платной учебой в вузе. Финальным аккордом стала попытка взять кредит на курс по заработку на любимом деле — от стоил миллион. Где-то здесь и стали закрадываться сомнения, что не в обучении дело…
Терять нечего — денег и так не было, знания лежали пыльным мешком картошки, никаких перспектив по трудоустройству не появилось. И тогда я впервые решила пойти другим путем. Не учиться, чтобы в туманной перспективе придумать, как применить эти знания, а начать делать, пару (десятков) раз ошибиться и наглядно увидеть, какой экспертизы мне не хватает.
Знаете что? Было ужасно страшно. До истерики. Я сидела на кровати, сжавшись в комочек, и думала, что весь мир рухнет, если я сделаю шаг, не узнав заранее, как правильно. Но я все-таки решилась.
Так появился канал Майские тексты в Телеграм — первый эксперимент по выходу в публичное поле с каким-никаким авторским высказыванием. Первый десяток постов я отправляла в глубокой ночи и зажмурившись, чтобы не столкнуться с хоть каким-то откликом от людей. А отклик все-таки пришел — у меня заказали пару постов. Ни один гонорар на сотни тысяч так и не сравнился по силе эмоций с той первой «зарплатой» в полторы тысячи рублей. И только когда я начала двигаться через действия, а не обучение, я, наконец, поняла парадокс — излишнее количество информации перегружает голову. Иногда нужно просто делать.
Что важно. Я не отрицаю значимость образования. Думаю, что именно фундамент в виде 16 лет непрерывной учебы помог мне так легко и относительно безболезненно (страхи не в счет) стартовать в профессии. Но еще одним поворотным моментом в этой истории стал отказ учиться. И, собственно, готовность действовать.
Я прошла десятки (возможно, за сотню) самых разных курсов, вебинаров, мастер-классов, сопровождений, наставничеств и тренингов. В виде книг, лекций, живых и групповых встреч, игр… Да всего. И, похоже, сформулировала — в первую очередь, для себя — общий принцип, как получить реальную пользу от обучения. Не в виде диплома, почётной грамоты или строчки в резюме, а в денежном эквиваленте. И немножко духовном, об этом позже.
Оглавление
1. Зачем мы на самом деле учимся
2. Несколько общих принципов, как получить результат
3. Когда обучение не поможет
4. А когда поможет?
5. Чек-лист вопросов перед покупкой курса
Зачем мы на самом деле учимся
Только не говорите, что ради знаний. В интернете давно есть все. По крайней мере, если вы не изучаете квантовую физику и не чините атомные подлодки. Тогда зачем вообще нужны платные курсы, когда вся информация уже есть в открытом доступе?
1. Системность
Если лень приводить огромное количество данных в единую структуру, по крупицам выискивать недостающее и объяснять себе противоречивое. Как правило, эта причина подразумевает, что вы уже что-то знаете, так как видите пробелы.
2. Поддержка и окружение
Например, государственное обучение в школе и вузах нужно, в первую очередь, ради социализации. Узнать нужных людей, получить доступ к источникам информации, огромной академической экосистеме, внутри которой есть тонны данных и путей для их получения.
Можно заплатить 30 тысяч за создание собственного сайта с услугами, а можно познакомиться с айтишником Васей с соседнего факультета и сделать все самим за пару ночей и яблочный сидр. Или, например, прийти к преподавателю, задать пару вопросов после пары и сэкономить часы на поиски нужной статьи в библиотеке.
3. Личность учителя
Когда мы учимся не чему-то, а у кого-то. То есть у конкретного человека с уникальной подачей, жизненным и профессиональным опытом, складом мышления. Интернет не заменит такой опыт взаимодействия с мастером, и здесь происходит передача не столько знаний, сколько смыслов и ценностей.
4. Скрытые возможности
Знания расширяют нашу площадь соприкосновения с миром. Чтобы создать принципиально новые варианты развития событий, важно получить новую точку обзора. Я так однажды попала на курс испанской архитектуры. Максимально далекое от меня направление, знания из которого до сих пор помогают видеть мир немножко иначе: я лучше понимаю корни европейской культуры, замечаю повторяющиеся паттерны в искусстве и могу ввернуть что-то нестандартное-экспертное в своих художественных книгах.
Несколько общих принципов, как получить результат
1. Внимание на итог, а не процесс
Это про набившее оскомину «возьми ответственность за свою жизнь» и все в таком духе. Звучит непонятно и абстрактно, поэтому лучше на конкретном примере.
Дело ведь не в самом обучении, а в желании что-то изменить в своей жизни, так? Например, я пошла учиться на курсы издательства МИФ, потому что мечтала начать писать книги. В процессе все пошло наперекосяк, финальный проект, ради которого все затевалось, так и не сдала. Я уже почти ушла жить свою прежнюю жизнь. А потом спросила себя: мне важнее сам факт обучения или исполнение мечты? Если второе, я могу использовать любые пути и инструменты. Курс — это хорошо, но еще у меня есть опция поискать вакансии на Hh, собрать портфолио, посмотреть бесплатные видео на Ютубе, предложить клиентам новую услугу по созданию книги.
Кстати, именно последний вариант оказался в моем случае самым действенным. Девушка, для которой я раньше писала посты, уже видела меня «в деле» и легко согласилась создать вместе книгу. Мы честно обсудили на старте, что это мой дебют и проект будет экспериментальным. Что интересно, позже она сказала, что именно после этого предложения стала иначе ко мне относиться — не как к ассистентке-помощнице, а как к автору текстов, чьи услуги будут расти в цене. Такой интересный побочный эффект.
А что с курсом МИФа? Он действительно мне помог. Я так и не посмотрела ни одной лекции, зато познакомилась с потрясающей писательницей, благодаря которой ко мне пришли сразу несколько проектов мечты. Так что свою цель обучения я полностью закрыла.
Сейчас во время любой учебы я делю лист с конспектом вертикальной чертой: слева пишу важные мысли из курса, а справа свои идеи, варианты применения знаний, информацию из сторонних источников. Потому что курс — это только половина от всего процесса. А целиком картина складывается только в том случае, если четко понимаешь конечную цель этого мероприятия.
Для всех, кому хочется еще немножко поучиться ставить достижимые цели, у меня есть статья про расширенную версию методики SMART.
2. Делай шаг с тем, что есть
Тут есть рациональное объяснение и не очень. Начну с «волшебной» части.
Мне нравится думать, что Вселенная реагирует на мои желания и помогает в их реализации (хотя бы потому что как вы докажете обратное?). И, как в любой сказке, магия запускается не в рандомный момент, а только после определенного ритуала. Для меня таким ритуалом стало совершение трех действий по направлению к цели. Хочу чего-то — сначала делаю три дела, которые могут дать желаемый результат. А потом смотрю, что получилось, какие новые опции появились и действительно ли мне так нужен великий гуру на этом пути.
Как показывает практика, дорога редко видна из точки старта, даже если идеально все просчитать. Обычно она разворачивается прямо под ногами идущего, петляет немыслимыми путями по самым живописным оврагом… и все-таки выводит в то место, в которое на самом деле хочется попасть. Даже есть пункт назначения за время путешествия изменился.
А на случай, если цель едва виднеется где-то за горизонтом и кажется недостижимой, у меня есть пост о том, как прийти к невозможному.
3. Теория не заменяет практику
Обучение, как процесс накопления информации — это про теорию. Даже если курс обещает много домашки, трудоустройство и невероятные перспективы, мы все еще находимся в плоскости накопления знаний, а не их применения.
Само по себе образование не меняет контекст и наполнение жизни — оно может принести изменения только на том же уровне нематериального. Например, дает наслаждение от процесса, меняет самоощущение и внутреннее состояние. А трудоустройство, клиенты, деньги — это все про практику.
Вывод: материальные задачи плохо решаются нематериальными инструментами. Прежде чем полагаться на обучение, важно подумать, чем его сбалансировать.
У предпринимательницы и врача Анастасии Середкиной, с которой мы писали книгу, есть классное и более подробное видео на эту тему. Кому интересно углубиться, рекомендую (включите VPN, чтобы открыть).
4. Ресурсам нужен поток
Любое хранение данных требует энергии. Чтобы продукты дольше оставались свежими, нужны холодильник и электричество. Чтобы хранить книги, нужна библиотека, какой-нибудь библиотекарь, оплата помещения и все прочее. Чтобы иметь коллекцию брендовой одежды, ее нужно куда-то вешать, постоянно чистить, стирать и гладить. Ну и так далее.
Хранение информации тоже требует сил: переработать данные, усвоить, разложить по своим чертогам разума, постоянно хранить и оберегать от потери.
Чтобы держать в голове большой объем данных, важно как-то восполнять силы. И один из способов — не просто обладать несметными познаниями, а «реинвестировать» их. То есть пускать в оборот любым удобным образом: рассказывать знакомым и коллегам об интересных находках с обучения, сразу же применять на практике, обучать других. В этом случае инфа не просто лежит грузом в голове, а находит выход и приносит какие-то плоды из внешнего мира: благодарность, деньги, новый опыт.
Когда обучение не поможет
Когда настоящая цель заключается в том, чтобы НЕ решать запрос. А, например, доказать, что курс N — это глупая фигня, от которой нет пользы. Или если вы пришли учиться, потому что страшно действовать и надо бы еще набраться опыта. Тогда цель — прокрастинация.
Вывод: посмотрите, из какой роли начинаете проходить обучение. Как ребенок, которому нужна защита большого родителя, как скептик или как открытый новому исследователь? Роли можно менять и корректировать в зависимости от задачи.
А когда поможет?
Да, иногда знаний реально не хватает. Так бывает, когда отсутствие информации или нужного навыка уже помешало достичь желаемого результата. Например, вас не взяли на работу мечты из-за отсутствия нужных компетенций. Или отказали в повышении. Или клиент предпочел сотрудничество с человеком, который умеет что-то, чего не можете предложить вы (но при этом сами хотите уметь). Главное, что это свершившийся факт, а не призрачная опасность в будущем. В остальных случаях нужны действия, а не вебинары.
Чек-лист вопросов перед покупкой обучения
1. За каким результатом я иду?
Что для вас будет считаться успешным прохождением курса? Нормально, если цель касается не самого обучения, а общего контекста жизни. Например, «я получу комплименты от коллег, если похвастаюсь посещением вебинара», «после курса по нутрициологии я перестану забивать на завтрак». Один-два маленьких конкретных изменения намного лучше, чем общая великая и абстрактная миссия.
2. Есть ли в моем расписании время на реальные изменения?
То есть не только на обучение, но и на практическое применение знаний, их отработку и интеграцию в жизнь.
Спойлер. В 90% случаев честный ответ на этот вопрос будет «нет». Потому что дела, как домашние животные на диване, занимают все свободное место. Поэтому лучше будет задать себе вдогонку другой вопрос:
3. От чего я готов(а) отказаться ради этого обучения?
Дела, задачи в вялотекущем режиме, какие-то привычки или договоренности. Возможно, на месяц обучения получится отменить необязательные встречи или удалить парочку соцсетей. Теперь у очередного курса появляется «вес» не только в денежном, но и в ценностном эквиваленте. Пройти 1 вебинар — это же лишиться целого часа валяния на диване с тиктоками! Оно мне точно надо?
4. Когда я буду проходить обучение?
Это не столько вопрос, сколько практическая задача — возьмите и внесите занятия в календарь. Да, прямщас. Точно ли все помещается? Не накладываются ли лекции на отпуск, ДР мамы или другие важные мероприятия?
5. Смогу ли я смириться с тем, что у меня получится?
Я серьезно. Если обучение принесет карьерный рост/трудоустройство/новых клиентов/и т.д., с этими изменениями придется как-то жить. Например, отказываться от пятничных посиделок с друзьями в пользу работы. Или попрощаться со старыми клиентами, которые не готовы платить более высокий чек. Или вытерпеть вздохи родственников «что тебе на месте не сидится». Или встретиться лицом к лицу с другими экспертами, более крупными и успешными, которые вдруг вас заметят и будут оценивать. Получится ли справиться с такими последствиями?
6. Как и где я буду применять знания?
Ответ «на моей будущей работе, которую я получу благодаря обучению» не считается. Речь идет про уже существующий контекст. Что будет после прохождения первого урока? Куда и как вложу эту информацию? Пропишите заранее на листочке.
Этот ответ — инструкция к действию на следующие 48 часов. Мы ведь уже решили, что времени хватает?
7. Я доверяю этому эксперту?
Цель обучения достигается только при готовности воспринимать информацию и уважать опыт другого человека. Да, иногда это звучит несправедливо — эксперт старается, работает, а потенциального ученика не устраивает возраст или манера речи. Но уж лучше честно признать это на старте, чем потом сидеть и мучиться.
8. Что будет, если я разочаруюсь?
Особенно здорово заранее прожить этот момент, ощутить его и откалибровать дальнейший вектор движения исходя из этого сценария.
Желаю классного обучения!
Обсудить и дополнить можно в tg: @mayya_sea
Почитать другое полезное: Майские тексты