Найти тему
Майя Яковлева

Как взять максимум от любого обучения

Оглавление

Ситуация такая: я обожаю учиться. Хлебом не корми, дай пройти какие-нибудь курсы и дотянуться до нового куска знаний. В связи с этим, постоянное обучение вошло в привычку: мне нравится ходить на лекции, делать задания, получать оценку от маститых и умудренных опытом преподавателей (тот еще источник дофамина). Я училась, чтобы учиться, а не чтобы пойти и делать. А разница принципиальная.

Так за спиной осталось обучение в модельной школе за 100к+, и это еще в далеком 2014 году. К слову, я появилась на занятиях раз 10 от силы. Никакого продолжения этот курс не получил — потому что было абсолютно не ясно, как интегрировать знания в жизнь. А ведь обещали чуть ли не пожизненное трудоустройство. Это была первая встреча с ответственностью за собственное обучение.

Потом появилась любовь к книгам и писательскому делу — деньги рекой потекли в обучение редактуре, саморедактуре, корректуре, написанию… И это параллельно с платной учебой в вузе. Финальным аккордом стала попытка взять кредит на курс по заработку на любимом деле — от стоил миллион. Где-то здесь и стали закрадываться сомнения, что не в обучении дело…

Терять нечего — денег и так не было, знания лежали пыльным мешком картошки, никаких перспектив по трудоустройству не появилось. И тогда я впервые решила пойти другим путем. Не учиться, чтобы в туманной перспективе придумать, как применить эти знания, а начать делать, пару (десятков) раз ошибиться и наглядно увидеть, какой экспертизы мне не хватает.

Знаете что? Было ужасно страшно. До истерики. Я сидела на кровати, сжавшись в комочек, и думала, что весь мир рухнет, если я сделаю шаг, не узнав заранее, как правильно. Но я все-таки решилась.

Так появился канал Майские тексты в Телеграм — первый эксперимент по выходу в публичное поле с каким-никаким авторским высказыванием. Первый десяток постов я отправляла в глубокой ночи и зажмурившись, чтобы не столкнуться с хоть каким-то откликом от людей. А отклик все-таки пришел — у меня заказали пару постов. Ни один гонорар на сотни тысяч так и не сравнился по силе эмоций с той первой «зарплатой» в полторы тысячи рублей. И только когда я начала двигаться через действия, а не обучение, я, наконец, поняла парадокс — излишнее количество информации перегружает голову. Иногда нужно просто делать.

Что важно. Я не отрицаю значимость образования. Думаю, что именно фундамент в виде 16 лет непрерывной учебы помог мне так легко и относительно безболезненно (страхи не в счет) стартовать в профессии. Но еще одним поворотным моментом в этой истории стал отказ учиться. И, собственно, готовность действовать.

Я прошла десятки (возможно, за сотню) самых разных курсов, вебинаров, мастер-классов, сопровождений, наставничеств и тренингов. В виде книг, лекций, живых и групповых встреч, игр… Да всего. И, похоже, сформулировала — в первую очередь, для себя — общий принцип, как получить реальную пользу от обучения. Не в виде диплома, почётной грамоты или строчки в резюме, а в денежном эквиваленте. И немножко духовном, об этом позже.

Оглавление

1. Зачем мы на самом деле учимся
2. Несколько общих принципов, как получить результат
3. Когда обучение не поможет
4. А когда поможет?
5.
Чек-лист вопросов перед покупкой курса

Зачем мы на самом деле учимся

Только не говорите, что ради знаний. В интернете давно есть все. По крайней мере, если вы не изучаете квантовую физику и не чините атомные подлодки. Тогда зачем вообще нужны платные курсы, когда вся информация уже есть в открытом доступе?

1. Системность

Если лень приводить огромное количество данных в единую структуру, по крупицам выискивать недостающее и объяснять себе противоречивое. Как правило, эта причина подразумевает, что вы уже что-то знаете, так как видите пробелы.

2. Поддержка и окружение

Например, государственное обучение в школе и вузах нужно, в первую очередь, ради социализации. Узнать нужных людей, получить доступ к источникам информации, огромной академической экосистеме, внутри которой есть тонны данных и путей для их получения.

Можно заплатить 30 тысяч за создание собственного сайта с услугами, а можно познакомиться с айтишником Васей с соседнего факультета и сделать все самим за пару ночей и яблочный сидр. Или, например, прийти к преподавателю, задать пару вопросов после пары и сэкономить часы на поиски нужной статьи в библиотеке.

3. Личность учителя

Когда мы учимся не чему-то, а у кого-то. То есть у конкретного человека с уникальной подачей, жизненным и профессиональным опытом, складом мышления. Интернет не заменит такой опыт взаимодействия с мастером, и здесь происходит передача не столько знаний, сколько смыслов и ценностей.

4. Скрытые возможности

Знания расширяют нашу площадь соприкосновения с миром. Чтобы создать принципиально новые варианты развития событий, важно получить новую точку обзора. Я так однажды попала на курс испанской архитектуры. Максимально далекое от меня направление, знания из которого до сих пор помогают видеть мир немножко иначе: я лучше понимаю корни европейской культуры, замечаю повторяющиеся паттерны в искусстве и могу ввернуть что-то нестандартное-экспертное в своих художественных книгах.

-2

Несколько общих принципов, как получить результат

1. Внимание на итог, а не процесс

Это про набившее оскомину «возьми ответственность за свою жизнь» и все в таком духе. Звучит непонятно и абстрактно, поэтому лучше на конкретном примере.

-3

Дело ведь не в самом обучении, а в желании что-то изменить в своей жизни, так? Например, я пошла учиться на курсы издательства МИФ, потому что мечтала начать писать книги. В процессе все пошло наперекосяк, финальный проект, ради которого все затевалось, так и не сдала. Я уже почти ушла жить свою прежнюю жизнь. А потом спросила себя: мне важнее сам факт обучения или исполнение мечты? Если второе, я могу использовать любые пути и инструменты. Курс — это хорошо, но еще у меня есть опция поискать вакансии на Hh, собрать портфолио, посмотреть бесплатные видео на Ютубе, предложить клиентам новую услугу по созданию книги.

Кстати, именно последний вариант оказался в моем случае самым действенным. Девушка, для которой я раньше писала посты, уже видела меня «в деле» и легко согласилась создать вместе книгу. Мы честно обсудили на старте, что это мой дебют и проект будет экспериментальным. Что интересно, позже она сказала, что именно после этого предложения стала иначе ко мне относиться — не как к ассистентке-помощнице, а как к автору текстов, чьи услуги будут расти в цене. Такой интересный побочный эффект.

А что с курсом МИФа? Он действительно мне помог. Я так и не посмотрела ни одной лекции, зато познакомилась с потрясающей писательницей, благодаря которой ко мне пришли сразу несколько проектов мечты. Так что свою цель обучения я полностью закрыла.

Сейчас во время любой учебы я делю лист с конспектом вертикальной чертой: слева пишу важные мысли из курса, а справа свои идеи, варианты применения знаний, информацию из сторонних источников. Потому что курс — это только половина от всего процесса. А целиком картина складывается только в том случае, если четко понимаешь конечную цель этого мероприятия.

Для всех, кому хочется еще немножко поучиться ставить достижимые цели, у меня есть статья про расширенную версию методики SMART.

2. Делай шаг с тем, что есть

Тут есть рациональное объяснение и не очень. Начну с «волшебной» части.

Мне нравится думать, что Вселенная реагирует на мои желания и помогает в их реализации (хотя бы потому что как вы докажете обратное?). И, как в любой сказке, магия запускается не в рандомный момент, а только после определенного ритуала. Для меня таким ритуалом стало совершение трех действий по направлению к цели. Хочу чего-то — сначала делаю три дела, которые могут дать желаемый результат. А потом смотрю, что получилось, какие новые опции появились и действительно ли мне так нужен великий гуру на этом пути.

-4

Как показывает практика, дорога редко видна из точки старта, даже если идеально все просчитать. Обычно она разворачивается прямо под ногами идущего, петляет немыслимыми путями по самым живописным оврагом… и все-таки выводит в то место, в которое на самом деле хочется попасть. Даже есть пункт назначения за время путешествия изменился.

А на случай, если цель едва виднеется где-то за горизонтом и кажется недостижимой, у меня есть пост о том, как прийти к невозможному.

3. Теория не заменяет практику

Обучение, как процесс накопления информации — это про теорию. Даже если курс обещает много домашки, трудоустройство и невероятные перспективы, мы все еще находимся в плоскости накопления знаний, а не их применения.

Само по себе образование не меняет контекст и наполнение жизни — оно может принести изменения только на том же уровне нематериального. Например, дает наслаждение от процесса, меняет самоощущение и внутреннее состояние. А трудоустройство, клиенты, деньги — это все про практику.

Вывод: материальные задачи плохо решаются нематериальными инструментами. Прежде чем полагаться на обучение, важно подумать, чем его сбалансировать.

У предпринимательницы и врача Анастасии Середкиной, с которой мы писали книгу, есть классное и более подробное видео на эту тему. Кому интересно углубиться, рекомендую (включите VPN, чтобы открыть).

4. Ресурсам нужен поток

Любое хранение данных требует энергии. Чтобы продукты дольше оставались свежими, нужны холодильник и электричество. Чтобы хранить книги, нужна библиотека, какой-нибудь библиотекарь, оплата помещения и все прочее. Чтобы иметь коллекцию брендовой одежды, ее нужно куда-то вешать, постоянно чистить, стирать и гладить. Ну и так далее.

Хранение информации тоже требует сил: переработать данные, усвоить, разложить по своим чертогам разума, постоянно хранить и оберегать от потери.

-5

Чтобы держать в голове большой объем данных, важно как-то восполнять силы. И один из способов — не просто обладать несметными познаниями, а «реинвестировать» их. То есть пускать в оборот любым удобным образом: рассказывать знакомым и коллегам об интересных находках с обучения, сразу же применять на практике, обучать других. В этом случае инфа не просто лежит грузом в голове, а находит выход и приносит какие-то плоды из внешнего мира: благодарность, деньги, новый опыт.

Когда обучение не поможет

Когда настоящая цель заключается в том, чтобы НЕ решать запрос. А, например, доказать, что курс N — это глупая фигня, от которой нет пользы. Или если вы пришли учиться, потому что страшно действовать и надо бы еще набраться опыта. Тогда цель — прокрастинация.

Вывод: посмотрите, из какой роли начинаете проходить обучение. Как ребенок, которому нужна защита большого родителя, как скептик или как открытый новому исследователь? Роли можно менять и корректировать в зависимости от задачи.

А когда поможет?

Да, иногда знаний реально не хватает. Так бывает, когда отсутствие информации или нужного навыка уже помешало достичь желаемого результата. Например, вас не взяли на работу мечты из-за отсутствия нужных компетенций. Или отказали в повышении. Или клиент предпочел сотрудничество с человеком, который умеет что-то, чего не можете предложить вы (но при этом сами хотите уметь). Главное, что это свершившийся факт, а не призрачная опасность в будущем. В остальных случаях нужны действия, а не вебинары.

Чек-лист вопросов перед покупкой обучения

1. За каким результатом я иду?
Что для вас будет считаться успешным прохождением курса? Нормально, если цель касается не самого обучения, а общего контекста жизни. Например, «я получу комплименты от коллег, если похвастаюсь посещением вебинара», «после курса по нутрициологии я перестану забивать на завтрак». Один-два маленьких конкретных изменения намного лучше, чем общая великая и абстрактная миссия.

2. Есть ли в моем расписании время на реальные изменения?
То есть не только на обучение, но и на практическое применение знаний, их отработку и интеграцию в жизнь.

Спойлер. В 90% случаев честный ответ на этот вопрос будет «нет». Потому что дела, как домашние животные на диване, занимают все свободное место. Поэтому лучше будет задать себе вдогонку другой вопрос:

3. От чего я готов(а) отказаться ради этого обучения?
Дела, задачи в вялотекущем режиме, какие-то привычки или договоренности. Возможно, на месяц обучения получится отменить необязательные встречи или удалить парочку соцсетей. Теперь у очередного курса появляется «вес» не только в денежном, но и в ценностном эквиваленте. Пройти 1 вебинар — это же лишиться целого часа валяния на диване с тиктоками! Оно мне точно надо?

4. Когда я буду проходить обучение?
Это не столько вопрос, сколько практическая задача — возьмите и внесите занятия в календарь. Да, прямщас. Точно ли все помещается? Не накладываются ли лекции на отпуск, ДР мамы или другие важные мероприятия?

5. Смогу ли я смириться с тем, что у меня получится?
Я серьезно. Если обучение принесет карьерный рост/трудоустройство/новых клиентов/и т.д., с этими изменениями придется как-то жить. Например, отказываться от пятничных посиделок с друзьями в пользу работы. Или попрощаться со старыми клиентами, которые не готовы платить более высокий чек. Или вытерпеть вздохи родственников «что тебе на месте не сидится». Или встретиться лицом к лицу с другими экспертами, более крупными и успешными, которые вдруг вас заметят и будут оценивать. Получится ли справиться с такими последствиями?

6. Как и где я буду применять знания?
Ответ «на моей будущей работе, которую я получу благодаря обучению» не считается. Речь идет про уже существующий контекст. Что будет после прохождения первого урока? Куда и как вложу эту информацию? Пропишите заранее на листочке.

Этот ответ — инструкция к действию на следующие 48 часов. Мы ведь уже решили, что времени хватает?

7. Я доверяю этому эксперту?
Цель обучения достигается только при готовности воспринимать информацию и уважать опыт другого человека. Да, иногда это звучит несправедливо — эксперт старается, работает, а потенциального ученика не устраивает возраст или манера речи. Но уж лучше честно признать это на старте, чем потом сидеть и мучиться.

8. Что будет, если я разочаруюсь?
Особенно здорово заранее прожить этот момент, ощутить его и откалибровать дальнейший вектор движения исходя из этого сценария.

Желаю классного обучения!

Обсудить и дополнить можно в tg: @mayya_sea
Почитать другое полезное:
Майские тексты