В маркировке все средства "хороши": как воспитатель собственными руками заставляет "шуметь" игровую среду

857 прочитали

Друзья, привет. Продолжаем разговор о "шумящей" РППС в детских садах и о том, как этот визуальный шум минимизировать. В первой статье этого цикла мы разбирали центры творчества и сформулировали несколько факторов, которые определяют шум в игровых уголках. Давайте кратко их перечислим.

Визуальный шум в детских садах и факторы, его определяющие

  • Яркие названия центров и бесполезный декор вокруг
  • Выставки детского творчества (о тех выставках, где демонстрируется всё подряд, без какой-либо логики и тематики)
  • Маркеры, обозначающие принадлежность игровых материалов и дидактических средств конкретному игровому центру (не путаем с названиями центров и бесполезным декором)
  • Корзины и контейнеры без чёткой организации (когда корзина - это +1 пункт к бардаку и хаосу, а не организация пространства)
  • "Взрослые" материалы на полках наряду с "детскими" (к примеру, огромные папки с демонстрационным материалом для занятий).
В маркировке все средства "хороши": как воспитатель собственными руками заставляет "шуметь" игровую среду
В маркировке все средства "хороши": как воспитатель собственными руками заставляет "шуметь" игровую среду

Цель сегодняшней статьи - перечень этот дополнить, а затем, анализируя другие центры, проследить, как он соотносится с ними. Забегая вперёд, скажу, что +/- ситуация будет схожая, но в каждом центре будут свои особенности.

Ещё раз хочу обратить внимание вот на что. В контексте данного материала мы выявляем именно шум в игровых центрах и ищем возможности для его минимизации. Я прошу вас не рассматривать мои мысли как методические рекомендации к организации центров детской активности, хотя мы будем вращаться около этой темы. И ещё момент: этот материал не о финансовых возможностях учреждений, поэтому "возраст" и особенности мебели, например, мы не берём во внимание.

Что ещё "шумит" в центре творчества?

Псевдообразовательные и псевдоразвивающие элементы среды(не путаем с бестолковым декором). Внимательно рассмотрите фото ниже:

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Оформление центра достаточно необычное и кажется мне интересным. Цилиндры, расположенные вертикально, для хранения клея-карандаша, дыроколов, штампов, ластиков и прочих материалов (не уверена я лишь насчёт клея ПВА). Материалы очень разнообразны, супер. Плюс расположение навесных элементов можно менять за счёт съёмных подвесов и, наверное, деревянных "чопиков" (думаю, как раз они фиксируют расположение цилиндров. Но давайте обратим внимание вот на это:

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Подвесные стаканчики с изобразительными средствами. Фломастеры, карандаши, кисти, восковые мелки. И для каждой группы предметов "именной" крючок. Смотрите, первым нужно разместить стакан с ножницами. Скажите честно, от перемены мест слагаемых сумма поменяется? Мне кажутся эти маркеры каким-то псевдоразвитием, что-ли. Почему ножницы нужно разместить именно здесь и нигде иначе. Это бы работало, к примеру, если бы габариты ёмкостей были разными. Но ведь стаканчики совершенно одинаковой формы и размера. Ааааа, поняла. Дело в длине подвеса. Но не более бы развивающим было опустить эти маркеры и предоставить детям возможность голову "поломать", почему иногда стаканы мешают друг другу? И, соответственно, экспериментальным путём установить истину. Резюмирую: задумка с маркировкой стаканов и посадочных мест для них не только не оправдана, но и перегружает и без того наполненный центр творчества. И всё же в целом рекомендую присмотреться к идее его организации.

Стаканы для карандашей в тон карандашам

А иногда и не в тон, но цветные. На фото ниже первое, что мне бросилось в глаза, это как раз стаканчики для карандашей. Про остальной визуальный шум, думаю, писать не стоит. Подробно о нём я писала в предыдущей статье. Если вы её ещё не видели, ссылку оставлю в конце статьи.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Действительно, есть такая практика, что ёмкости для предусматривают цветными. Так сказать, для развития у детей цветовосприятия. Проще говоря, красные карандаши мы будем ставить в стаканчик красного цвета, зелёные в стаканчик зелёного цвета и так далее. Здесь же никакой логики сортировки карандашей не предусматривается, поэтому вот это вообще ни к чему (тем более оттенки стаканчиков очень специфические). Было бы неплохо выбрать стаканчики нейтральный оттенков.

Давайте вернёмся к сортировке карандашей в стаканчики определённых цветов. Практика эта достаточно спорна и мне, например, не импонирует. По крайней мере в том формате, как это делается чаще всего. Смотрите на это фото:

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Перегруз? Конечно. И если говорить о цветных стаканчиках, я бы опять сделала их нейтральными (тем более мы видим, что изготовлены они самостоятельно), а маркеры цвета прикрепила в виде небольших, например, кругов. Но здесь, конечно, основная причина визуального шума в том, что конструкция мебели такова. Как ни крути, материалы будут на виду. Но опять же, повторюсь, что проблема мебели - это, в первую очередь, к руководству, а не к педагогу.

Мы недооцениваем детей, подписывая коробки и считая это "развитием"

Вот ещё момент. Помните, говорили о маркерах? О тех, что указывают нам на принадлежность тех или иных игровых материалов к определённому центру. И вот то, что я хочу сказать сейчас, оно идёт параллельно. Зачем маркировать всё подряд? Обратите внимание на коробку с раскрасками и достаточно большую надпись "Раскраска" (плюсом здесь ещё иллюстрация).

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Смотрите, что получается. С одной стороны, маркируя таким образом коробку, мы предполагаем что целевая аудитория наша - дети старшего дошкольного возраста. Иначе как ребёнок сможет прочесть это? С другой стороны, старший дошкольник что, не запомнит, куда класть раскраску, если маркера не будет? Так вот, опять же, большинство маркеров - это не про развитие, а про визуальный шум. Убирайте смело. Это и вам на руку, ведь подобное оформление отнимает у педагога немало времени. Так что освобождайте себя и не мучайтесь угрызениями совести. 

Вот такая информация на сегодня. Репостните её коллегам или себе в личку, чтобы не потерять. Благодарна так же лайку и конструктивному комментарию.

Кстати, Дзен на днях нас порадовал "колокольчиком". Это значит, что, активируя функцию, вы моментально получаете пуш с информацией о выходе нового материала. "Колокольчик" работает только в приложении, поэтому если вы ещё его не скачали, скорее займитесь этим вопросом и узнавайте первым о выходе моих публикаций. И если вы не подписаны на блог "Методист в отставке", самое время это сделать. Совсем скоро перейдём к новому игровому центру.

Кстати, со мной можно дружить в ТГ, ссылку на "Блог о жизни и творчестве" оставлю в комментариях. А пока ссылка на первую часть обсуждаемой сегодня темы:

Добра нам всем.