Найти тему

Избирательность в еде у детей с аутизмом

Нет - речь сейчас речь пойдёт не о том, что у всех детей вкусы разные, мол, все дети не любят молочную пенку и манную кашу с комочками.

Я знаю одну семью, у которых девочка 10-ти лет ест только детские пюрешки из баночек (от остального у нее рвота).

Избирательность в еде (по-другому: пищевая избирательность) является распространенной проблемой среди малышей с расстройствами аутического спектра (РАС).

Аутизм — это одно из ментальных расстройств, которое влияет на восприятие окружающего мира и социальные взаимодействия, и также может касаться и питания.

Почему возникает пищевая избирательность?

Начну с того, что мозг аутиста всегда ищет систему и логику: всё должно быть для него максимально понятно. Оттого возникают и ритуалы, и избирательность в еде. Ведь под пищевой избирательностью при аутизме часто скрывается желание однообразия, если какие-то блюда вызывают вопросы, не привлекают своим внешним видом, пугают (в восприятии ребёнка не являются "безопасными"), новые для восприятия и т.д. Также дети с РАС могут испытывать гиперчувствительность к определенным текстурам, запахам и вкусам пищи. Это связано с особенностями нервной системы, которая по-другому реагирует на сенсорные стимулы.

Для работы с избирательностью в еде у детей с РАС требуется индивидуальный подход. Важно чутко реагировать на потребности ребенка и создавать безопасную обстановку при приеме пищи. Можно постепенно предлагать новые продукты, начиная с тех, что близки к уже привычной еде по текстуре или цвету.

У нашего Вити не очень всё плохо в этом смысле. Но проблема всё-таки есть, и она усугубилась в связи с трагедией с Витиным папой. Раньше он ел гораздо больше, а сейчас: только определённые булочки с изюмом, печенье, хлеб, омлет (можно с сыром), пустые отварные макароны, рис, жареную картошку, яблоки, клубнику, жимолость, голубику, мандарины, только определённые куриные наггетсы, шоколад "Киндер", жевательный мармелад, конфеты "Мамба". Всё.

-2

Как мы пытаемся Витю приобщить к общему столу и расширить его рацион? В этом нам сейчас помогает его возраст "Я- САМ" и любознательность. Мы, когда готовим что-то себе или заказываем, то выкладываем это перед ним на диване на большом подносе и вместе с дочерью медленно с аппетитом едим, комментируя, как это вкусно, полезно и т.д.. Когда Витя даже просто пытается попробовать что-то новое, хлопаем радостно в ладоши, говорим, какой он герой, молодец и т.д.

Но не всем детям, к сожалению, подходит данная методика - иной раз необходима помощь специалистов (коррекция пищевого поведения с хорошими АБА-тьютерами и психиатрами).

.

Общество не всегда понимает проблематику РАС и связанных с ним особенностей питания. Существуют предрассудки, что если ребенок плохо ест, то это результат “плохого” воспитания или излишней балованности. Такие заблуждения могут усугублять чувство изоляции и непонимания со стороны родителей детей с аутизмом.

Принятие особенностей детей с РАС – первый шаг к инклюзии. Жизнь без предрассудков возможна при условии образованности общества и готовности поддержать индивидуальные потребности каждого ребенка.