Найти тему
Байкал Daily

В Бурятии дорожники используют инновационный метод контроля качества дорог

Впервые в республики новую методику применили на трассе «Байкал» В Бурятии с прошлого года на подведомственной сети ФКУ «Упрдор «Южный Байкал» применяется инновационный метод контроля степени уплотнения и прочности земляного полотна и слоёв дорожной одежды. Теперь сотрудники отдела контроля качества управления определяют несущую способность дороги и сравнивают её с расчётами проектировщиков. Это стало возможным благодаря разработанной отечественными специалистами методике и созданного для этих измерений испытательного оборудования ‒ штамповой установке статического нагружения. Оборудование представляет собой массивную металлическую плиту диаметром 300 мм, гидроцилиндр и датчик перемещений. На плиту устанавливают гидроцилиндр, который упирается в гружёный автосамосвал, а датчик на неподвижной раме регистрирует степень просадки грунта под плитой в момент нагружения. Отметим, что нагрузка подаётся постепенно и доводится до 3,5 тонн. После испытания определяется модуль упругости, то есть величина, характеризующая несущую способность слоя. Измерения проводятся через каждые 100 м на всей протяжённости автодороги. Полученные результаты сравниваются с требованиями проекта. Если они соответствуют, то выдаётся разрешение на укладку слоёв асфальтобетона. В противном случае дорожники осуществляют работы по дополнительному уплотнению слабых участков. Данный метод контроля позволяет исключить возможность укладки покрытия на слабо уплотнённое основание и избежать появления просадок на автомобильных дорогах в процессе их эксплуатации. Как сообщили в управлении, в 2022 году в России появился национальный стандарт РФ, в котором была описана методика вычисления модуля упругости материала. Благодаря этому показателю специалисты могут определить прочность земляного полотна и дорожной одежды, а также сравнить полученные результаты с проектными. Методы, которые специалисты использовали ранее, не позволяли получить детальную информацию о степени уплотнения и данные о модуле упругости материала, из которого устроен слой. К тому же ввиду отсутствия методики сравнение результатов прочности дороги с запроектированными показателями не проводилось. Впервые в Бурятии новую методику применили в прошлом году на нескольких объектах капитального ремонта дороги Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита. К примеру, на участке автодороги со 159-го по 163-й км в Слюдянском районе Иркутской области удалось выявить ряд слабых зон и повысить их несущую способность. По прошествии года эксплуатации просадки на этом участке дороги отсутствуют, а ровность отвечает техническим требованиям.