Многие считают: невеста Костика Рита после свадьбы станет такой же, как бывшая Хоботова. На мой взгляд, такой станет не она, а другая героиня замечательного советского кино Михаила Козакова «Покровские ворота» 1982 г.
Итак, в этой одной из лучших комедий СССР зрителя подспудно подталкивают к мысли, что умный, обаятельный, но слишком робкий и ребячливый Лев Евгеньич находит свое счастье, уйдя от тоталитарной супруги Маргариты Павловны.
При этом тонкий нюанс в загсе говорит о многом.
Когда Хоботов случайно становится свидетелем нового бракосочетания у его бывшей жены, он ненароком слышит имя девушки, которая работает регистратором в загсе: Рита.
Но тут он находится в нервном состоянии и не придает имени особого значения. А вот Маргарита Павловна самодовольно поджимает губы: мол, знай наших...
В следующий раз Хоботов слышит имя девушки, когда Костик приводит ее в больницу навестить там соседа после удаления у него аппендикса. Протягивая руку для знакомства, девушка говорит:
– Маргарита.
– Как?? – отстраняется, поражаясь, Хоботов.
– Рита… Рита, – подчеркивает Костик.
И вот тут многие зрители видят Знак: мол, Рита явно станет такой же, как экс-Хоботова – Марго.
Однако лично я в этом никаких знаков не вижу. И тому есть как минимум 4 причины. Сейчас вкратце расскажу.
1. Рита слишком флегматична
Честное слово, выкрики а-ля «это мой крест, и нести его мне!!!» с образом Риты даже как-то не вяжутся. Не будет она вести себя эмоционально, устраивать сцен, драматизировать и проч.
Конечно, возможен вариант подспудного манипулирования ею спутником жизни. Но тогда это уже не образ 2-й Маргариты.
2. Рита слишком спокойна
Она невозмутима, сдержанна и, может быть, даже ленива для того, чтобы стать 2-й Марго.
Вспомните – ведь по ходу действия все пассии Костика себя хоть как-то, да проявляли, а вот Рита была самой пассивной.
Она откликнулась на влюбленность Костика и потом просто позволяла вести себя по жизни через разные ситуации.
Она такой останется и в дальнейшем.
Судя по месту жительства (самый элитный дом в столице) и по месту работы (непыльная, не требующая особых сил и знаний, но наверняка неплохо оплачиваемая), Рита имеет хороших родителей.
И в семье она наверняка любимая дочка.
Добавим к тому, что выглядит она эффектно и в силу возраста, и вследствие природных данных, и благодаря самоуверенности.
При всем этаком раскладе девушка, что называется, знает себе цену. Она занимает прекрасное место под солнцем, зачем еще сверх того кому-то что-то доказывать? Она живет по принципу «я себе уже всё доказал».
Цитата из песни Владимира Высоцкого.
А 2-я Маргарита может получиться из женщины, которая вынуждена пробивать себе дорогу, постоянно напоминая, буквально крича о своих достоинствах, чтобы ее оценили.
3. Костик слишком свободолюбивый
Главный герой комедии Козакова совсем не похож по характеру на Хоботова. На Костика, пардон, где сядешь – там и слезешь. Командовать собой он не позволяет.
Не позволяет, конечно, распоряжаться собой и Хоботов. Но тот делает это уж слишком неуверенно и слабо. Он просто этого не хочет, но как виктимная жертва все время сам подставляется под гнет.
Так, когда новый муж Марго сообщает ему, что они решили перевезти Хоботова жить в их новой квартире вместе с ними, бедолага восклицает: «Мне оттуда не будет исхода!»
То есть Лев Евгеньич понимает, что ситуация абсурдна. Но поделать с ней ничего не может. Его удел – истеричные выкрики. А когда аргументы заканчиваются, он просто предоставляет Маргарите слово: «Тогда говори», – с чем та совершенно согласна: «Безусловно!»
Совсем не таков Костик. Даже в случае с другим человеком – Хоботовым – он сразу же предлагает выход из нелепой, но роковой для того ситуации. Заметьте: Хоботов ему не друг, а всего лишь сосед по «коммунальному скворечнику», причем временный (Костик живет там всего пару лет, обучаясь в аспирантуре).
4. Нас к такому выводу подталкивает сам автор историй о Костике
Наконец, драматург Леонид Зорин в книге «Из жизни Ромина» рассказывает, что стало с Костиком после событий, показанных в комедии Козакова.
Так вот, никакой Риты в жизни Костика в его зрелом возрасте нет. Он не упоминает даже о каких-либо кратких встречах с нею в тот период.
Причин расставания автор интеллигентно не уточняет.
Остается лишь догадываться, что, скорее всего, сыграли важную роль 2 обстоятельства:
1) ветреный характер Костика (такие люди могут угомониться с похождениями «и в бою, и в пиру, и в девичьих светелках», но лишь на время);
Цитата из книги Михаила Успенского о Жихаре.
2) строгое отношение к этому родителей Риты. Как уже сказано, судя по месту жительства в самом элитном здании Москвы – в сталинской высотке на Котельнической набережной, – Рита семью имеет престижную. И родители из такой семьи уж наверняка о дочке заботятся.
Нам уже в «Покровских воротах» показывают пусть и мелкий, но важный нюанс – когда Рита передает реакцию родителей после смотрин: «Мама, конечно, права: ты – мальчишка!»
В тот момент девушка находится под влиянием чар парня, влюблена в него. Поэтому она передает эту реакцию восторженно. Но то, что на первых порах звучит как комплимент, впоследствии может стать приговором семейной жизни…
Однако в «Покровских воротах» есть вполне (ну, или почти вполне) полноценная 2-я Маргарита. И это не костикова Рита. Это… будущая жена Хоботова: Людочка!
Выходит, судьба сыграла не самую добрую шутку с бедолагой: из рук одной Маргариты он переходит в руки другой. Впрочем, медсестра будет более хитрой. Но она тоже станет распоряжаться Хоботовым, просто исподволь, может быть, даже исподтишка.
Кое-как избавившись от гнета одной тоталитарной жены («характер – такой, что фронтом командовать!»), Хоботов подпал под руководство другой примерно такой же. Пусть она и более спокойна. Однако факт остается фактом: командовать мужем Людочка будет однозначно.
П. с. Дорогие читатели, а как считаете вы: станет костикова Рита 2-й Маргаритой, если рассуждать чисто характерно? А хоботовская Людочка?
И в продолжение темы о «Покровских воротах» читайте мои посты «Почему Костик остановился именно на Рите», а также «Что было с Костиком после событий, показанных в этой советской комедии» и еще «Останутся ли вместе Велюров со Светой», плюс «Почему повзрослевший Костик вспоминал из юности именно Риту, если они потом разошлись».
#телевидение #кино #психология #комедии #СССР #советское_кино