Найти в Дзене
Lectorient

Философские мусульманские течения: что такое джадидизм?

Джадидизм – это философское течение в исламе, представители которого стремились к современной интерпретации и применению исламских догматов. Это движение получило особое распространение в XIX –XX вв. в Центральной Азии как ответ на вызовы того времени. Основоположником джадидизма считается крымскотатарский деятель — Исмаил-мирза Гаспринский.
Джадиды распространяли свое влияние на территории Советского Союза. Для них было важно привести мусульманскую часть страны к веяниям той эпохи. По сути, они были мусульманскими модернистами, поскольку их восприятие современного мира и внимание к его проблемам проистекали из культуры и общества мусульманской Центральной Азии начала XX века. Таким образом, они принадлежали к общей мусульманской реформистской общине, которая простиралась от Османской империи и Египта до Персии и Индии.
Чтобы распространить свое учение, джадиды стали открывать свои школы, школы «нового типа». Они придумали новую систему обучения, которая отрицала распространенную д

Фото взято из открытого фотостока Canva
Фото взято из открытого фотостока Canva

Джадидизм – это философское течение в исламе, представители которого стремились к современной интерпретации и применению исламских догматов. Это движение получило особое распространение в XIX –XX вв. в Центральной Азии как ответ на вызовы того времени. Основоположником джадидизма считается крымскотатарский деятель — Исмаил-мирза Гаспринский.

Джадиды распространяли свое влияние на территории Советского Союза. Для них было важно привести мусульманскую часть страны к веяниям той эпохи. По сути, они были мусульманскими модернистами, поскольку их восприятие современного мира и внимание к его проблемам проистекали из культуры и общества мусульманской Центральной Азии начала XX века. Таким образом, они принадлежали к общей мусульманской реформистской общине, которая простиралась от Османской империи и Египта до Персии и Индии.

Чтобы распространить свое учение, джадиды стали открывать свои школы, школы «нового типа». Они придумали новую систему обучения, которая отрицала распространенную до того времени зубрежку, и была нацелена на глубокое понимание предметов. Они также хотели расширить учебную программу, чтобы предоставить учащимся знания, необходимые им для того, чтобы занять свое место в современном мире и, таким образом, быть способными к конкуренции за пределами Центральной Азии. Арифметика, естественные науки, история и география стали постоянными предметами изучения, систематически преподавались арабский и персидский языки, а где-то и русский.


Джадиды не исключали религию из своих школ. Они уделяли много внимания обучению догматам ислама и чтению Корана, но подход изменился. Были использованы новые учебники, и вместо того, чтобы заставлять учеников заучивать священные тексты, учителя стремились привить им подлинное понимание доктрин и обрядов своей веры. В медресе джадиды подчеркивали необходимость сосредоточения внимания на исламских источниках как на первостепенном объекте изучения, а не на комментариях и интерпретациях оных, как это было принято ранее.


В рамках джадидизма подчеркивалась важность образования, развития науки и технологий, а также активного участия мусульман в политической и социальной жизни. Основные принципы джадидизма включали в себя понимание ислама как религии мира и терпимости, признание необходимости адаптации исламских учений к современным условиям, стремление к социальной справедливости и равенству.

Джадиды отвергали фундаменталистский подход к исламу и призывали к критическому осмыслению и самостоятельному толкованию священных текстов. Они стремились к созданию открытого и прогрессивного исламского общества, основанного на принципах справедливости, равенства и уважения к разнообразию.

Это направление внесло свои коррективы в развитие ислама на территории Центральной Азии и открыло путь новому философскому учению.

Литература:

Джадидизм — Википедия
Jadid - Wikipedia
Джадидизм - просветительское движение

Возможно вам будут интересны следующие статьи: