Найти тему

Режиссер Иван Павлов: «Я не снимаю кино о войне. Мои фильмы о людях»

Сложно ли снимать военное кино? Как подобрать актеров среди современных лиц? Кто сегодня главный зритель фильмов военной тематики? Об этом и многом другом корреспондент «АиФ» поговорила с актером, кинорежиссером, сценаристом Иваном ПАВЛОВЫМ.

Время вернуться

Накануне Дня Победы в прокат вышла национальная военно-историческая драма «Время вернуться», снятая на "Беларусфильме". Фильм основан на реальных событиях и рассказывает об уникальной операции белорусских партизан, нашедших проход в тыл врага через непроходимое болото. Благодаря данным партизанской разведки на болоте была построена дорога-«лежневка». Она дала важное тактическое преимущество советским войскам в ходе операции «Багратион».

   Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Прототипы главных героев тоже реальные люди — командиры и бойцы партизанских отрядов, представители разных народов СССР, боровшихся с фашистами на нашей земле. В частности, белорус Иван Рыльков и Герой Советского Союза узбек Мамадали Топвалдыев по прозвищу Казбек. К слову, последнего Адольф Гитлер считал своим личным врагом, назначив за его поимку награду в 50 тысяч рейхсмарок.

Съемки стартовали 23 июня 2023 года, в день начала операции «Багратион», и завершились спустя 35 дней.

- Я не снимаю кино о войне. Это прежде всего фильм о людях, о любви. Великая Отечественная война – это лишь фон. И я думаю, что у нас получилось рассказать человеческую историю.

Казбек и ягдкоманды

- Много ли в фильме реальных фактов?

- Да. Их немало. Так, в самом начале партизанским командирам зачитывают приказ провести разведку. Это существующий документ. Кроме того, на экране мы воплотили в жизнь несколько реальных героических поступков партизана Казбека. Ну, например, в одиночку он вытащил из плена более 140 человек из пересыльного лагеря. А вот на лугу под Круглым фашисты пасли коров. Он надумал переодеться в женское платье и угнать стадо, а отряд возьмет фашистов «на мушку».

   Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Начиная с 1941 года против партизан применялись специальные «охотничьи» подразделения –ягдкоманды. Это прирожденные убийцы. Ягдкоманды убивали всех при малейшем подозрении в принадлежности к партизанам. Все они были одеты в гражданскую форму. Они также есть в фильме. Это исторический факт.

Негде снимать войну!

- Реквизит, форма, оружие в фильме - все настоящее? Сложно ли стало снимать фильмы о войне?

- Да, сложно. В Минске уже не осталось подходящих зданий. Комендатуру Орши мы снимали на заводе Кирова, который находится в частной собственности. Это дорого! И даже там негде развернуться. О панораме даже не было и речи. Партизанскую деревню и лагерь снимали на натурплощадке под Смолевичами (киношники называют это место Смолевудом).

   Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А еще для одного из кадров нам нужно было болото. Одно было реальное, в Воложине, а другое нарисовали на компьютере. Мы проехали по всей стране, посмотрели восемь болот, проверили глубину, чтобы никто не утонул.

Спасибо огромное за это нашим каскадерам во главе с Романом Королевым.

С оружием для съемок также есть вопросы. Ведь советским автоматам по 85 лет! Они уже почти не стреляют. Конечно, пиротехники - молодцы, пытаются поддерживать этот арсенал в рабочем состоянии, но время берет свое.

Кстати, советская форма еще до сих пор хранится на складах киностудии "Беларусьфильма". Форма немецких солдат сшитая. И стоит она недешево! На площадку подходит художник по костюмам и просит не устраивать попадание пули в немцев. Это когда в кино убивают человека. Для этого под одежду подкладывается специальная штука, которая дистанционно взрывается, и мешочек с кровью выливается. В реальности же остается просто дырочка. А эти немецкие спецназовские анораки оказывается очень дорогие.

- А как же зрители, которые сидят и выискивают киноляпы? Мол, так раньше форму не носили. И тому подобное.

- Мы не снимали историческое кино, поэтому таким деталям столько внимания не уделяли. Второй момент: «Время вернуться» - это фильм о партизанах. А там кто в чем ходил.

О спецэффектах

- Кстати, на ваш взгляд, нужны ли спецэффекты в таких фильмах? В кинотеатрах на больших экранах не раз видела фильмы, в которых «нарисованы» сцены боя, маневры техники, полет пуль... Смотрится, конечно, масштабно...

- Без компьютерной графики сейчас не обойтись. Вот написал сценарист, что солдаты ехали на фронт в вагонах. А таких вагонов в реальности уже нет. Потому что во время войны у вагонов не было автосцепки, они были двухосные, шпалы деревянные. Тут остается только рисовать.

Хотя, вот интересно, слышал не очень лестные мнения зрителей о некоторых фильмах о Великой Отечественной войне, в которых графика великолепнейшая: летают снаряды, военные сцены, все масштабно. А фильм ни о чем...

Потому что не раскрыта история взаимоотношений людей. Я, как зритель, прихожу в кинотеатр сопереживать героям, получить катарсис от того, что делает актер. Я не сопереживаю снаряду, который очень красиво летит.

Тут можно вспомнить известный фильм «Догвиль». Он снят в павильоне. Но ты сопереживаешь героям, не обращая внимания на фон. Но в то же время, снимая кино о войне, нельзя совсем опускаться до павильона, однако и сосредоточиваться только на спецэффектах, по моему мнению, тоже не стоит.

- Вот смотришь военные фильмы и понимаешь, что очень уже современные лица у актеров. Сложно ли сейчас подобрать типажи тех лет?

- Да. Есть сложность в подборе актеров. Но с этим ничего нельзя поделать. Лица другие, время накладывает свой отпечаток. Я как-то зашел в музей Великой Отечественной войны, посмотрел фотографии женских лиц тех лет. Они все такие круглолицые, короткие прически, сбитого телосложения. Мужчины в осиновым с короткими стрижками.

А тут уже не гонишься за типажами. Самая главная задача режиссера - окружить себя талантливыми людьми и заразить их своей идеей. И дальше только с актерами работать.

Cмотрите, анализируйте!

- На ваш взгляд, кино понравилось зрителям?

- Самая верная и объективная оценка фильма – когда во время просмотра в кинозале есть реакция зрителя: на каком-то моменте все замерли или, наоборот, засмеялись, а может быть, кто-то заплакал.

Я слышал хорошую реакцию на какие-то эпизоды в зале у зрителей на происходящее на экране. Считаю, что кино мы делали для зрителя и что оно получилось.

- Великая Отечественная война все дальше и дальше от нас. Свидетели уходят... Молодежь не особо интересуется событиями тех лет. Нужны ли нам такие фильмы?

- Да. несомненно. Создавая фильм, я ориентировался прежде всего на молодежь. В начале и конце киноленты показаны документальные кадры. «При проведении операции «Багратион» потери Красной Армии составили 765 879 солдат. Из них на территории Беларуси погибло 440 879 человек. 500 тысяч солдат и партизан летом 1944 года награждены орденами и медалями. Всего в партизанском движении участвовали 374 тысяч партизан, 70 тысяч подпольщиков сражались на территории Беларуси. Из них почти 26 тысяч погибло» - это на экране сухие цифры. А ведь за ними стоят жизни людей!

Я хотел, чтобы молодые люди посмотрели, какой ценой добыта Победа. Смотрите, анализируйте. Я убежден: надо показывать ужас войны и то, к чему она приводит. Что может сделать человек, который не боится войны. Пусть споры решаются не в окопах. Пусть это будет спор умов, а не прицелов.