Степан был шофером полуторки в колхозе станицы Иваньковской, когда фашисты захватили Ростов-на-Дону и двинулись на Кубань, он пошел в военкомат и записался добровольцем на фронт. Его мобилизовали в стрелковый полк для подвоза снарядов на батарею противотанковых пушек 45 мм и их буксировки на грузовике ЗИС-5.
Во время обороны Ростова-на-Дону 56 армия РККА понесла большие потери в личном составе, в бронетехнике, артиллерии и имела большой некомплект боеприпасов. Поэтому оборона Краснодара была символической и на третий день обороны Краснодара армия с боями отошла на Пашковский переход и с 12 по 14 августа переправилась на левый берег Кубани.
Поступив в стрелковый полк, Степан быстро освоился со своими обязанностями, но будучи человеком любознательным Степан часто крутился возле орудий и просил командира научить его работе на орудии, тот в начале отмахнулся от него,
- Товарищ водитель автомобиля, ты бы лучше следил за исправностью своего ЗИСа, чтобы бензобак был полон бензина, масло в моторе было на уровне, чтобы гайки были все подтянуты, искра в свечах мотора была хорошей, и он с пол оборота заводился.
- Товарищ комбатареи, автомобиль в полном порядке.
- Скажи, зачем тебе нужно стрелять из пушки?
- Так кто его знает, может окажется в боевом расчете кто будет ранен, а не кем заменить.
- Ладно сходи к командиру орудия номер один и передай ему мое распоряжение, чтобы он рассказал об орудии и обучил работе наводчиком. Лишних наводчиков не бывает!
Командир орудия во время учебных стрельб и на перекуре рассказал любознательному Сергею о пушке 45 мм, ее устройстве, как готовить орудие к бою, как заряжать, как работать с прицелом и как делать выстрел, также какие виды снарядов бывают трассирующие, осколочно- фугасные, бронебойные, шрапнель.
Сергей был головастый мужик и с лёту все схватывал. И просил ещё хотя бы один раз стрельнуть по мишени. Видно было , что командиру орудия не хотелось дать шофёру стрельнуть из боевого орудия, но увидев умоляющий взгляд Сергей, разрешил.
Командир дал координаты цели, Сергей навёл орудие, затем командир дал команду,
- Огонь!
Но получился перелет,
- Видишь, надо много тебе тренироваться. Но сейчас не до тебя. Отступаем, мать его за ногу!
И крепко матернулся.
Красная армия дошла до Краснодара, но оборона города не была организована и только некоторые подразделения вступали в скоротечные бои. В соответствии с приказом Командующего Северо-Кавказского фронта гарнизон и войска РККА с 12 по 14 августа отошли на левый берег Кубани.
Батарея Степана немного задержалась, загружая снаряды в кузов его ЗИС-5, а затем прицепили пушку, поэтому пришлось догонять свой полк. Степан ехал последним, дорога была неровная и пришлось сбавить скорость, чтобы не повредить 45-пятку, а полуторка с боевым расчетом пушки умчалась вперёд.
Вдруг в метрах 300 из поперечной улицы выехал немецкий грузовик с пехотинцами. Что делать?
- Надо принимать бой!
Решил Степан, свернул ЗИСок в переулок отцепил пушку и развернул ее на прямую наводку по автотранспорту фашистов. Сгрузил несколько ящиков со снарядами. Тем временем гитлеровцы стали выпрыгивать с грузовика. Навёл пушку на грузовик и дал первый выстрел осколочно-фугасным снарядом и попал, грузовик загорелся, а фашисты залегли и открыли огонь из винтовок и пулемета МГ-42, пули застучали по щитку.
Степан выскочил в переулок и достал с грузовика ящик с шрапнелью, а немцы остановили огонь, думая, что красноармеец сбежал и двинулись в сторону пушки. Тут Степан выскочил зарядил пушку и выстрелил по пехоте, которую сразу же покосило шрапнелью, раненые отползали в переулок, не пытаясь стрелять.
Степан своим мужицким умом прикинул, что может появиться бронетехника и с грузовика достал ящик с бронебойными снарядами. Его предвидения вскоре оправдались, появились два легких танка и танкетка. Степан дал выстрел по переднему и снова попал, танк загорелся,
- Что-то мне сегодня везёт!
Подумал он. Прицелился по второму танку, выстрел, и второй загорелся. С танкетки отрыли огонь из пулемета. Третьим выстрелом срезал и танкетку.
Наш новоявленный артиллерист решил, что испытывать дальше судьбу не стоит, прицепил орудие к ЗИСу и помчался обходными путями к Пашковскуму мосту, но издали увидел – мост взорван и на правом берегу сконцентрировались войска Вермахта. Надо поворачивать назад.
Степан до войны бывал в Краснодаре и немного ориентировался в городе, очевидно, здесь через Кубань не перебраться, а бросать матчасть в виде автомобиля, орудия и боеприпасов не годиться. Ему известна была паромная переправа у станицы Варениковской, а это далековато километров 130. Долго думать нельзя, потому что фашисты наверное двинули свои мобильные бронетанковые войска в сторону Темрюка, поэтому решил ехать в сторону Темрюка до паромной переправы у Варениковской. Включил 3-ю скорость и помчался мимо Елизаветинской уже особо не беспокоясь за орудие. По пути в селениях спрашивал о немецких или румынских войсках, пока люди не видели. В спешке забыл заехать в свою станицу, когда вспомнил, то поздно было возвращаться. На подъезде к Темрюку у поселка Светлый Путь спросил у прохожего,
- Работает ли переправа на Варениковскую, и есть ли тут немцы.
Тот ответил,
- Разбомбили паромную переправу, а немцев ещё не видали.
Поехал дальше мимо станицы Курчанской и впереди замаячила сопка города Темрюка, увидев двух моряков, остановился и спросил,
- Моряки, с какой вы части?
- Мы не моряки, а морская пехота, номер части не скажем, это военная тайна.
Поняв, что моряки любят подшучивать, тоже решил их разыграть,
- У меня важный пакет командиру морской пехоты.
- Тогда поезжай прямо и на горе Мыска увидишь блиндаж майора Куникова.
В блиндаже оказался майор Куников, выслушал доклад рядового Степана, горячо обнял его и сказал,
- Нам такие бойцы очень нужны, предлагаю тебе войти в состав моего батальона.
- Так я же числюсь в стрелковом полку, который отошел к Горячему Ключу.
- Ничего страшного, мы это дело уладим.
Таким образом, Степан был зачислен в батальон морской пехоты в звании сержанта на должность командира орудия и дали ему в подчинении трёх морпехов в боевой расчет орудия и одного шофера на ЗИС-5.
Для справки. Город Темрюк представлял собой малый уездный городок до войны имел население около 30 тысяч человек, основное занятие населения: рыбный промысел, рыбопереработка, заготовка икры осетровых пород и вяление знатных балыков осетра и другой рыбы. Когда началась горячая фаза обороны Темрюка бойцы хорошо снабжались балыками, паюсной икрой, а женщины готовили вкусные обеды для бойцов.
Оборону Темрюка вели три батальона морских пехотинцев под командованием майора Ц.Л. Куникова, капитан-лейтенанта А.И. Вострикова и старшего лейтенанта П.И. Желудько. А со стороны Азовского моря и реки Кубань – Азовская флотилия под командованием контр-адмирала С.Г. Горшкова. Азовская флотилия перебазировалась с Ейска и Приморско-Ахтарска в Темрюк и здесь была организована военно-морская база Азовской флотилии.
На следующий день у поселка Светлый Путь появился авангард румынской кавалерии, а затем немецкой бронетехники и пехоты. Первым бой принял батальон капитан-лейтенанта Вострикова, силы были неравны и батальон с боем стал отходить в Курчанскую, ему на помощь выдвинулись морпехи Куникова с пушкой Степана. Пушку замаскировали и затем прямой наводкой стали бить по бронетехнике врага.
Но хитрый враг обошел станицу Курчанскую с юга ниже возвышенности Кандаур по кромке плавней и вышел к Темрюку, завязались горячие бои, переходящие в рукопашные схватки. Морпехи в атаку шли с криком,
- Полундра!
В перемешку с русским матом, это очень пугало фашистов, видеть лица, искаженные зверскими гримасами ярости и агрессии, в зубах которых были зажаты ленточки бескозырок, поэтому они чаще всего отступали, получая в спины пули морской пехоты.
Здесь пушка Степана играла важную роль, рассеивая врага шрапнелью и подбивая бронетехнику бронебойными снарядами.
На северном склоне горы Мыска, также шли горячие схватки, но ввиду выгодного положения на возвышенности наши легко отбивали атаки врага.
Отдельный зенитный артиллерийский батальон защищал небо от фашисткой авиации Люфтваффе.
Со стороны шоссе Краснодар-Темрюк создалось критическое положение морпехи дрались , как львы, но танки наседали. Перебросили туда орудие Степана, орудие так и звали орудие Степана. Из хорошо укреплённого укрытия орудием удалось подбить несколько танков, остальные отступили.
Азово-Черноморская флотилия под командованием контр-адмирала С.Г. Горшкова обстреливала врага со стороны Азовского моря и реки Кубани и наносили серьезный урон врагу.
В результате обороны Темрюка несколько тысяч фашистов было уничтожено и уничтожено много бронетехники.
Для поддержки боевого духа обороняющихся Командующий Северо-Кавказском фронтом С.М. Буденный направил защитникам города телеграмму « Оборона Темрюка войдёт в историю Великой Отечественной войны. За героизмом, проявленным личным составом, следит вся страна …».
Но к 23 августа были большие потери личного состава морпехов и боеприпасы заканчивались, поэтому командование Черноморского флота дало приказ, оставить Темрюк и выдвинуться к Тамани.
Вечером под прикрытием темноты морские пехотинцы ушли в направление на Тамань через станицу Старотиторовскую. Теперь в кузове ЗИС-5 находились тяжело раненные бойцы, а пушку не бросили, она буксировалась грузовиком.
В Тамани их ждал корабль, морпехи погрузились, а капитан корабля не хотел брать орудие и грузовик, майор Куников уговорил капитана взять их на борт, поскольку это легендарные реликвии батальона и без них батальон не намерен отправляться в Новороссийск.