Представляем гостью канала «Пензенские встречи». Сегодня в этой роли – Ирина Одуло (@odulojazzgroup), музыкант, композитор, автор-исполнитель,
пианист, художественный руководитель экспериментального трио «Аргентум-джаз» (@ArgentumJazz) . С ней мы знакомы давно, и потому наш разговор
начался с воспоминаний о её славном студенческом прошлом, в котором уже тогда проявлялась, как мне кажется, главное направление в её жизни –
музыкальное…
– Я по сути выросла в музыкальной школе ДШИ города Заречный. Мама у меня – музыкант, а бабушка была учителем русского языка и литературы. Мой
выбор постоянно находился между этими двумя путями в жизни, и теория литературы мне давалась легче, чем теория музыки, поэтому выбрала первое.
Но, поступив на факультет русского языка и литературы ПГПУ, своё детское увлечение никогда не бросала. И даже диплом по литературе я писала по
теме смежных приёмов, применяемых в музыкальных и литературных произведениях, а во время защиты играла на пианино авторскую композицию для иллюстрации художественно-изобразительных средств Тургенева. Так что это никогда не было просто хобби, и со временем мне пришло осознание , что
музыка – это призвание. И будем честными, – все музыканты, которые выбрали её своей профессией, особенно, в нашем регионе, вынуждены
заниматься всем, чем только можно. Многие из них и вовсе имеют другую профессию, которая приносит основной доход.
– Помнится, ещё недавно ты и сама была тележурналистом…
– Это было продолжением моей литературной стези. Хотя я была далека от журналистики после окончания вуза, тогда я грезила педагогикой, и даже
хотела стать педагогом-организатором или воспитателем. В студенчестве я, помимо основной учебы, занималась в вокальном ансамбле, играла на
рояле, постоянно участвовала и в «Студвёснах», ездила вожатой и музруком в детские лагеря. Но в первый же год после окончания университета,
случайно оказавшись в числе участников стажировки на ТРК «Заречный», я сделала сюжет о футболе, а затем и первую пятиминутную утреннюю рубрику
об исполнителе-барде Денисе Берназе. Это произошло само по себе, естественно, как будто всегда только этим и занималась. И я осталась на ТВ. А
вскоре уже выступала на фестивале «Поют журналисты».
В тележурналистике мне пригодились все навыки, приобретенные за всю жизнь – и в школе, и в институте: ведь тут нужно и художественно видеть картинку, и уметь подбирать нужные слова, и правильно выстраивать композицию сюжета, быть режиссёром, знать работу оператора и монтажёра, быть творцом во всех смыслах. Так что можно сказать, что эта профессия меня нашла сама, и я об этом периоде в жизни я нисколько не жалею.
– А как долго ты работала тележурналистом?
– В рабочем штате телеканалов (2 года в ТРК «Заречный» и 6 лет на ПГТРК), – получается, 8 лет. Конечно, за время работы на Пензенской телерадиокомпании я значительно выросла, и в профессии, и в жизни; у меня, по сути, случилось второе в ней взросление. Были даже порывы уехать на ТВ в Москву, я ездила на повышение квалификации в Нижний Новгород (школа журналистики Нины Зверевой), но что-то меня остановило. В 2014 году я ушла из профессии на «вольные хлеба». И вот тут я развернулась, что называется, по-полной: занималась видеомонтажом фильмов и презентационных роликов, писала музыку и тексты на заказ, выступала на корпоративх, организовывала концерты. Я перепробовала всё. Но главное, - в первый же год после ухода с телевидения у меня образовался экспериментальный дуэт с битбокс-флейтистом Сашей Горянчиковым, и тогда же мы выступили на международном фестивале «Джаз-май». А затем, уже по следам «Поющих журналистов», родился и большой творческий коллектив «No comments»: Юрий Фёдорович Комендантов, музыкант этого проекта, играл у нас на барабанах, телеведущая Екатерина Миленькая была на вокале, а на бас мы пригласили Олега Ермакова. То есть музыка полноценно вошла в мою жизнь именно после ухода из журналистики, потому что для неё освободилось место. И для меня это был знак того, что я – на правильном пути. Ведь журналистика - это не профессия, а образ жизни, - ты либо занимаешься этим, либо уходишь. Для примера: в годы работы на ТВ за инструмент я садилась от силы раз в год, в период подготовки к фестивалю поющих журналистов (в это время я была самым счастливым человеком!). На фестивале в составе ансамбля я исполняла как чужие композиции, так и авторские песни. И со временем я поняла, что если ты автор-исполнитель и композитор, если тебе есть что сказать, то тебе просто не нужно играть чужую музыку.
Единственное исключение для меня – это джаз, так как он настолько сложный, многогранный и глубокий, что в нем можно развиваться бесконечно. И
этот жанр позволяет делать свои версии и авторские интерпретации.
В музыке у меня сейчас два направления деятельности. Первое – авторские материалы и их реализация. В этом мне помогает наше трио «Аргентум-
джаз» (с ним мы сейчас настроены на гастрольную деятельность). Коллектив играет в необычном экспериментальном жанре – фингерстайл-джаз. Это
весьма условное его наименование, но оно единственное, которое хотя бы отчасти передает смысл того, что делает коллектив. За джаз и импровизацию
в группе отвечаю я и саксофонист Илья Вяткин. За фингерстайл – особую технику игры на гитаре (finger – это палец, fingerstyle – дословно «пальцевой
стиль») – Михаил Герцев.
Благодаря экспериментальному направлению игры, Миша в одном лице обеспечивает коллективу ритм-секцию (он соединяет в своей игре партию баса, барабанов и ритм-гитары). Могу смело сказать, что такого коллектива в России больше нет, он уникален и самобытен.
– Расскажи о нём подробнее…
– Это непростая музыка, в том числе, и в плане текстов песен. Когда мы в этом году выступали на фестивале «Джаз-май», я наблюдала, как публика нас
воспринимала, – она притихла, ведь русский текст к этому обязывает.
Например, песня «Давай помолчим» настолько личная и интимная, что её невозможно слушать в активном состоянии (крича и аплодируя по ходу), –
надо вдумываться в содержание, полностью погрузившись в него. Но сам факт того, что с таким сложным материалом мы пошли выступать на Юбилейную площадь, – это как раз про творческое высказывание и самовыражение, про то, что мы обязаны нести свою авторскую мысль людям. Ведь сегодня возможность широкого высказывания очень ограничена. Это перекликается с вопросом коммерциализации, раскрутки в социальных сетях, особенно, в Пензе. Нужно ведь также понимать, что шоу-бизнес и то, чем мы занимаемся, – это просто две разные галактики…
– Правильно ли я понимаю, что ваше трио исполняет песни художественного руководителя ансамбля, автора и пианиста Ирины Одуло?
– Да, программа ансамбля сегодня – это мои авторские песни в экспериментальных аранжировках коллектива. В этом составе он существует полтора года. Является обладателем гран-при межрегионального фестиваля авторской песни «Большая медведица», участником фестивалей «JazzMayPenza»,
«Кошкин джаз». Выпустил в марте 2024 сингл «Хирург» (фингерстайл-версию) – https://band.link/4WIE4.
Осталось добавить к сказанному, что второе направление моей музыкальной деятельности сегодня – это собственно джазовые стандарты и авторское
переосмысление уже известных песен, которые мы переделываем в джазовых аранжировках. Например, песню «Ой, мороз, мороз» мы исполняем в
дуэте с Ильёй Вяткиным на английском языке в медленном свинге. В процессе мы играем со зрителем в «Угадай мелодию», - почти никто не может
угадать русскую народную песню в этой версии. И это очень круто. Ведь мы недооцениваем русский язык, самих себя. Нам кажется, что то, что «за
бугром», стильнее и круче, – такой уж взгляд на мир у нас образовался. И нам нужно завернуть это в иностранную обёртку, чтобы понять, насколько мы
самодостаточны. Мне кажется, что вбирая лучшее оттуда и оставаясь, тем не менее, самими собой, мы найдём единственно верный путь. Поэтому я
очень люблю петь джазовые стандарты на русском языке, а русские песни на английском, – это и есть тот эксперимент, который, с одной стороны,
стирает границы, а с другой – помогает осознать себя.