В 1958 году нидерландская автомобильная фирма DAF неожиданно заявила, что смогла создать первый в мире микроавтомобиль с полностью автоматической коробкой передач. В то время вообще мало кто знал об этой фирме, справедливо полагая, что она делает только простые грузовики для местного рынка. Тем не менее, эта сенсационная новость оказалась чистой правдой и навсегда изменила автомобильный мир!
К началу 1950-х в Европе небольшие и дешевые автомобили все еще пользовались большой популярностью. Все они имели довольно простую конструкцию с маломощными моторами и ручными коробками передач. Автоматические трансмиссии в ту пору являлись уделом дорогих, крупных автомобилей и были в ходу в основном за океаном. Между тем для небольшой малолитражки, предназначенной главным образом для городской эксплуатации, автоматическая коробка являлась весьма привлекательной опцией, способной заинтересовать самый широкий круг покупателей, в том числе женщин.
Именно этими мыслями руководствовались братья ван Дорны управляющие компанией ДАФ, когда решили в дополнение к основной продукции запустить производство микроавтомобилей. Разработку машины начали в 1955 году, а уже год спустя первый опытный прототип отправился на испытания. Это был небольшой 2-дверный седан на 12-дюймовых колесиках и с простеньким 2-цилиндровым моторчиком мощностью 19 л.с. В основании машины находилось довольно интересное шасси со всеми независимыми подвесками - в передней использовалась поперечная рессора, а в задней нашли применение поперечные рычаги с витыми пружинами и гидроамортизаторами. Все тормоза были барабанными, а рулевой механизм - реечным.
Центральной особенностью машины стала диковинная бесступенчатая трансмиссия под названием Variomatic. Принцип ее работы был довольно прост. Крутящий момент от двигателя с помощью приводного вала через центробежное сцепление передавался на ведущие шкивы, а от них при помощи двух резиновых зубчатых ремней имевших в сечении трапецеидальную форму, на ведомые. Те в свою очередь установленные на продольных качающихся балансирах задней подвески, посредством коротких валов передавали вращение на ведущие колеса. Изюминкой всей системы являлись шкивы состоящие из двух конических половин (подвижной на шлицах и жестко закрепленной на оси). Они соприкасались с боковинами ремней, а их половинки, в зависимости от скорости вращения, сходились или расходились, тем самым меняя радиус их обхвата ремнями, что и определяло текущее передаточное число трансмиссии и скорость вращения колес. Variomatic был способен менять передаточное число в широком диапазоне от 4,4 до 20 и в целом оказался довольно дешевым и простым в изготовлении, поэтому уже в марте 1959 года первый легковой автомобиль DAF был запущен в серийное производство.
Дебют DAF 600 произвел огромный фурор. Еще бы в мире появился первый доступный микролитражный автомобиль с автоматической трансмиссией. Однако вскоре довольно быстров выяснилось, что новая прогрессивная трансмиссия не слишком-то и надежна. Несовершенство технологий не позволило создать достаточно прочные клиновые ремни, способные продержаться более 30 тыс. км пробега. Впрочем, недостатки конструкции не помешали фирме ДАФ продолжить совершенствование вариатора и уже в 1961 году появился модернизированный вариант DAF 750 с более мощным 26-сильным двигателем. Всего было выпущено 30,5 тыс. машин с индексом 600, еще 17 тыс. единиц составил производственный тираж модели 750.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов
Читайте также: