В неожиданные ситуации попадаешь, когда идёшь в театр неподготовленным. Шла на постановку театра "КАШЕМИР" “Фауст. Четвертая стена”. Расчёт был на “Фауста” Гёте. Приписка о “четвёртой стене” не добавляла информации о предстоящем действе.
Сейчас много классики ставится в усеченном варианте, а названия, в противовес повествованию, расширяется. Знаю, что существуют “ШекспирГамлет”, “Гамлет. Хроника одной ночи”, “КтоГамлет”, ” Гамлет. Конфронтация”, так отчего бы, по задумке режиссера, не дать пространное название и творению Гёте? Как оказалось, режиссёр Илья Ильин к названию исходного произведения добавил не “Четвёртая стена”, а как раз “Фауст”.
Именно пьеса “Четвёртая стена”, написанная Николаем Евреиновым в 20-е годы прошлого века, легла в основу постановки. Что-то летало тогда в воздухе, заставляющее многих авторов браться за перо и описывать театральную жизнь изнутри. Мне с первых минут просмотра почему-то вспомнился “Театральный роман” Булгакова. Фантасмагория о внутренней кухне постановочного процесса. Но это от незнания. Имя Булгакова сейчас нам известно, а Николай Евреинов – имя для театроведов, но не для широкой публики. А этот автор начал свой театральный творческий путь гораздо раньше Михаила Афанасьевича.
Как пишут о Евреинове в Википедии, он драматург, театральный режиссёр, художник, философ, теоретик и историк театра. «Веселый театр», «Кривое зеркало», «Веселый арлекин» — проекты театров-кабаре с 1909 по 1919 годы , в которых Евреинов выступал и как драматург, и как режиссер, и как композитор, и даже как художник. В создании остроумных иронических пьес Евреинов оттачивал свой драматургический талант. Одним из таких произведений является и пьеса «Четвертая стена».
В попытке придать столетней пьесе актуальности на сцене Дворца на Яузе, театр “Кашемир” ставит язвительное комедийное шоу. Язвительность — это от Евреинова, а почему шоу? Слишком много жанров задействовано. Тут и классический буффонадный театр, и оперные арии, и яркие танцевальные номера, и световые эффекты, и шумные дымовые залпы, похожие на салют. Сидела и думала, а где же тигры и обезьянки? Только их не хватало. Казалось, что создатели решили сделать постановку на любой вкус, чтобы каждый зритель нашёл в ней что-то близкое себе. Мне по отдельности нравятся разные жанры и даже их смешение приветствую, но тут коктейль был неожиданным и очень насыщенным. Хотя не могу сказать, дотянули или нет до постановок самого драматурга, о которых Александр Блок в 1912 году писал: «…видел удивительно талантливые пошлости и кощунства г. Евреинова». Но видно, что старались.
Действие перенесено в наше время. Аккуратно переработанный текст только чем-то совершенно неуловимым дает понять, что вещь создана не вчера (ведь выплыл в памяти Булгаков, да и Зощенко отчего-то вспоминался). Хотя другие зрители этого, возможно, не почувствовали.
Прекрасно поставленный звук и оперное пение Давида Посулихина, исполнителя роли Ивана Семеновича (он же Фауст), Дмитрия Скорикова — уволенного с роли Мефистофеля артиста Платона Андреевича, Инны Звеняцкой, исполняющей роль Алисы Петровны (она же Маргарита). Вам несложно понять, кто тут реальный артист, и какова его роль в предполагаемой постановке?
На самом деле Алисе Петровне предлагается петь за кулисами, чтобы на сцене появлялась красотка Марго, имеющая прекрасные внешние данные при отсутствии каких-либо вокальных. Да и бас Платона Андреевича (Мефистофеля) хотят сократить, а реплики отдать Ивану Семеновичу (Фаусту). Аргументы режиссера (Борис Каморзин) и его помощника (Денис Ясик) логичны, как оправдание любого креатива, направленного на правду жизни в опере. Перегибов руководство и конкретно директор Пал Палыч (Георгий Лежава) не боится, команда желает сделать современный спектакль максимально натуралистичным. А труппе остается только выполнять все новаторские решения художественных руководителей.
И пели отлично, и играли прекрасно, и танцевали профессионально, но в предлагаемом драматургическом материале одна сатира. Изначальный “Фауст” по чувствам и мыслям поглубже будет. Может, от того и удовлетворение неполное. Знайте, что вы увидите «неопернуюКОМЕДИЮ».
А размах есть, подтверждаю!
Материал подготовлен специально для MUSECUBE.ORG. Территория Творческой Свободы
https://musecube.org/otchet/otchet-theatre/faust-chetvyortaya-stena-teatr-kashemir-rushit-steny/
Большой фоторепортаж Дарьи Кукушкиной на сайте
https://musecube.org/photo-all/photo-theatre/faust-chetvertaya-stena-teatr-kashemir-05-06-2024-fotoreportazh/