МАРКЕРЫ: правила выдачи информации при работе с собакой

На этапе обучения новому действию собака всегда должна получать маркерную информацию.
На этапе обучения новому действию собака всегда должна получать маркерную информацию.

Привет, собаковод. Представь, что я задаю тебе вопрос: «Какой сегодня день недели?» Ты бодро отвечаешь: «вторник». Я, не говоря ни нет, ни да, снова задаю этот же вопрос – «Какой сегодня день недели?». Ты снова, но уже не так уверенно говоришь: «вторник…» А я стою на своем – «Какой сегодня день недели?!» Сначала ты начнешь перебирать варианты: «второй», «прекрасный», «солнечный». А потом либо дашь мне в нос, либо махнешь рукой и пойдешь по своим делам. С собакой происходит примерно то же самое, если она в процессе обучения не получает от хозяина своевременную и понятную обратную связь. Это черное, а это белое. Это правильно, а вот это нет. За это кормят, а вот это придется переделать. Сигналы, которыми мы маркируем верное и неверное действие, называются маркерами. О них мы сегодня и поговорим.

Но сначала одна маааленькая просьба: авторизуйся, пожалуйста, перед прочтением текста. Достаточно нажать на кружочек в правом верхнем углу страницы и авторизоваться через ВК или почту (всего два клика). Заранее спасибо! Итак, продолжаем...

Сложно учиться, если тебе не говорят «вот это правильно», а «вот это не правильно». Такое состояние принято называть «серой зоной», когда нет ни «да», ни «нет», а сплошное «может быть». Никакой определенности. Никакого верного вектора. Сплошная угадайка. Представь себя на месте собаки, когда ты приходишь на занятия, а инструктор просто молча ходит вокруг и не дает понять, какие действия ты делаешь верно, а какие нет. И ты не представляешь, что из всего испробованного нужно повторять для получения результата. Вскоре ты либо начнешь нервничать, либо потребуешь-таки хоть что-то тебе пояснить. Собака этого сделать не может. Какие-то собаки элементарно не умеют играть в угадайки, предлагать варианты действий и проявлять инициативу. Какие-то просто отказываются работать без четко сформулированных требований и уходят в отказ. Какие-то начинают психовать и вокализировать (лаять, скулить, свистеть и т.д.).

У собаки нет понятийного аппарата, ей не объяснить, как выполнять команду, на словах. Она может подогнать свое поведение под верную схему, лавируя между «да» и «нет». Поэтому маркеры очень важны для поиска максимально короткого пути к правильному решению.

А теперь про маркеры

Маркер– это отрывистый, короткий, всегда одинаковый звук, который служит для выделения важного в настоящий момент действия собаки. Все маркеры условно делятся на:

  • положительные – они сообщают собаке, за какое именно действие она сейчас получит награду – кусочек или игрушку;
  • отрицательные – они сообщают об ошибке. За нее не платят, а просят бесплатно переделать.

Маркер эмоционально нейтрален - мы при его помощи не хвалим и не ругаем собаку. Мы выдаем информацию. Помнишь лампочку Павлова? Загоралась лампочка, появлялась еда. Здесь примерно то же самое.

Зачастую собака за секунду успевает сделать сразу несколько действий. И как ей понять без маркера, за какое из них она сейчас получит кусочек? Никак. А иногда в момент выполнения верного действия собака и вовсе взять кусочек не может. Например, если работает элемент на расстоянии от проводника или держит предмет в пасти.

Маркер не отменяет поощрения и похвалы, а также не является сигналом окончания упражнения. То есть, подав маркер, не забудь вложить в собаку кусочек и рассказать ей, какая она сейчас была молодец. Но, услышав маркер, собака не может встать и пойти, если выполняла команду «сидеть». Она должна дождаться отпускающей команды.

До того, как начать тренировать собаку, ты должен решить, как будешь сообщать ей о том, что она все сделала верно или ошиблась. Желательно, чтобы выбранные тобой сигналы не встречались в повседневной речи.

Маркером мы не наказываем собаку, он не должен быть негативно окрашен. Маркер, даже сигнализирующий об ошибке, это всего лишь информация.
Маркером мы не наказываем собаку, он не должен быть негативно окрашен. Маркер, даже сигнализирующий об ошибке, это всего лишь информация.

Маркеры верного действия

В качестве положительного маркера чаще всего используют звук кликера, щелчок языком или короткие слова да/йес/йап/оп/окей/чип и т.п. (не используй все подряд, выбери один вариант). Если мы работаем кликером, то желательно параллельно приучить собаку и к голосовому маркеру на случай, если обе руки заняты или просто забыл кликер дома.

Почему из этого списка слово «да» - не очень удачный вариант? Причин несколько:

  • в быту собака сотни раз слышит слово «да» - и ничего не происходит – нет куска, а значит маркер перестает работать;
  • "да" - это открытый слог, а потому сложно говорить «да» всегда одинаково. Мы говорим «дааа», или «да», или «дааааа», и зачастую это слово эмоционально окрашивается.

Слова «хорошо» или «молодец» тоже не подойдут – пока ты произносишь первый слог, собака уже успела сменить положение. Используй эти слова для похвалы, а не для маркировки.

Как же работать маркерами положительного/верного действия? С одной стороны, легко. А с другой – есть нюансы. Маркер должен прозвучать в ту долю секунды, когда собака совершила верное действие. Не до, не после, а в сам момент. Говоришь собаке команду «сидеть», и как только она коснулась попой земли, делаешь клик или подаешь тот маркер, который выбрал для работы. После этого собака получает кусочек. Или ты просишь собаку ткнуться носопыркой в ладошку по команде «цель» или «нос», и маркер звучит именно в тот момент, ровнехонько в ту долю секунды, когда ты чувствуешь холодную носяру на своей ладошке. Важна точность подачи маркера. Подашь его чуть раньше или чуть позже – собака совсем иначе поймет задачу. Если не успел кликнуть, лучше не делай этого постфактум, кликнешь в следующем подходе. Это будет полезнее и меньше запутает собаку.

При помощи маркера мы можем отбирать поведение в соответствии с конкретными критериями. Например, идешь ты с собакой по улице, она увидела на земле еду, и, пока размышляла, подобрать или нет, услышала маркер верного действия, а потом получила поощрение за отказ от намерений. Или подозвал ты собаку, а она побежала к тебе галопом. Если ты кликнешь не в момент подхода, а на этапе быстрого движения, то сообщишь собаке, что награду она получит за то, что быстро бежала.

Запомни: 1 клик = 1 кусочек. После маркера всегда должна быть награда, даже если ты подал его ошибочно. Если маркер будет звучать несколько раз, а кусочек будет всего один, маркер не станет важным для собаки, и связь "звук = кусок" не выработается.

Как приучить собаку к маркеру? Если честно, я специально их к этому не приучаю. Ввожу маркеры в тренинг – и собаки сами постепенно выстраивают причинно-следственные связи. Кто-то рекомендует отдельным этапом накармливать положительный маркер без каких-либо задач: клик-кусок, клик-кусок. Или йес-кусок, йес-кусок. Формируя таким образом положительную ассоциацию с этим сигналом и связь с поощрением. Можно и так. Только помни, что между маркером и поощрением должно пройти не больше 2 секунд.

Привет, собаковод. Представь, что я задаю тебе вопрос: «Какой сегодня день недели?» Ты бодро отвечаешь: «вторник». Я, не говоря ни нет, ни да, снова задаю этот же вопрос – «Какой сегодня день недели?».-3

В принципе можно в работе с собакой использовать только маркеры верного действия. И маркировать только правильные решения, а неправильные игнорировать и просто не платить за них. Но это будет более долгий путь. И это работает не на всех элементах. Иногда замалчивание ошибки и продолжение работы после нее встраивает неверное действие в цепочку верных, и мы получаем на выходе грязный результат. Обычно такое подлавливание верного решения с игнорированием неверного используется в шейпинговых играх и фри-шейпинге (об этом мы поговорим отдельно), где нет команды, а значит нет ошибки как таковой, есть только поиск собакой верного решения.

Видеоуроки с иллюстрацией правильного использования маркера верного действия, а также кликерными играми для тренировки точности владельца доступны нашим донам в группе в ВК и подписчикам онлайн-школы. Здесь же можно будет получить доступ к аудиоверсии статьи - гуляешь, слушаешь, просвещаешься.

Маркер неверного действия

Маркер неверного действия (МНД) - это НЕ ЗАПРЕТ, НЕ НАКАЗАНИЕ, это сигнал об ошибке.

Для обозначения неверного действия принято использовать короткие междометные слова типа: «ой/ упс/ай» и другие. Это наиболее распространенные в кинологической среде варианты. Слово «нет» для этого не подходит, потому что им мы обычно начинаем ругаться. А ругаться в этом случае нельзя, нельзя осуждать и оказывать давление. Поэтому мы используем слова, которые эмоционально сложнее нагрузить.

Как собака понимает и запоминает маркер неверного действия? Да точно так же, как и верного. Со временем она выстраивает причинно-следственные связи и начинает понимать, что после слова «ой» награды нет, а тебя просят исправить ошибку и сделать что-то правильно.

Есть еще понятие «финской переделки». Она подходит для собак, которые не очень сильно расстраиваются в случае неуспеха. При финской переделке собаку не просто просят сделать правильно в случае ошибки. А просят исправить ошибку, потом сделать еще один раз начисто – как бы продемонстрировать, что она все поняла и учла, и только за второй чистый повтор выдают поощрение.

Когда используем МНД?

Исключительно в ту секунду или даже долю секунды, когда собака совершила ошибку. В МОМЕНТ! Вот здесь и сейчас, сию секунду. Приподняла собака жопку на сантиметр на выдержке - тут же услышала слово «ой». А не через 5, 10 или больше секунд, когда она встала, развернулась, прогулялась, и только тогда хозяин созрел рассказать, что собака делает что-то не так. А что из всего, что она успела совершить за это время, относится к маркеру «ой»? Хозяин знает. Собака никогда не догадается. Она не способна к ретроспективному анализу, который требует возврата в прошлое.

Если мы формируем концентрацию внимания на команде «рядом» и хотим исключить кивание головой, значит «ой» должно прозвучать в момент первого кивка. Не второго, не третьего, не через три шага после первого, когда собака уже вернула голову в правильную позицию. А в момент первого кивка. И так в отработке каждого элемента. Важно максимально точно маркировать ошибку, тогда у собаки больше шансов понять, что ты имеешь в виду и что ей необходимо исправить. Иногда собаки очень долго не могут избавиться от ошибочного поведения не потому что они тупы, а потому что они просто не понимают твоих требований.

Чтобы правильно указать собаке на ошибку, нужно, в первую очередь, понимать, что является ошибкой. Без этого начинать работу над упражнением нельзя. И ответить себе вопрос: точно ли я понимаю, что хочу получить от собаки, в какие критерии она должна вписаться, как должно выглядеть то или иное упражнение? Бывают упражнения, в которых собака должна выдерживать только один критерий. Например, при работе фокуса. Здесь задача собаки - смотреть на кусок или игрушку, не отводя взгляд. Больше от нее ничего не требуется. Нарушила критерий - увела глаза - сразу «ой». Если мы хотим в каком-то упражнении собрать воедино сразу несколько критериев (например, при отработке основного положения собака должна сесть плотно, параллельно корпусу проводника, плечо собаки должно быть на уровне ноги владельца, и все это с концентрацией внимания), то невыполнение любого из этих критериев, хотя бы одного - это «ой». Без сопутствующих раздумий, а «насколько собака серьезно ошиблась, может быть можно принять это в таком виде, может, пожалеть несчастное животное и вот сейчас не поправить, а покормить, а в следующий раз уже поправить..». Нет! Так это не работает. Если вы непоследовательны в своих требованиях и нечетко обозначаете собаке критерии, вы делаете ей медвежью услугу и размываете задачу.

Другой вопрос - если собака не в состоянии выполнить упражнение, соответствуя всем критериям одновременно. Тогда мы дробим задачу на более мелкие подзадачи и прокачиваем критерии по отдельности, а только потом просим собаку учесть их все разом.

Обязательно обнуляемся!

ВАЖНО! Каждый раз после использования МНД необходимо ОБНУЛИТЬ РЕЗУЛЬТАТ! Иначе смысл и значимость маркера будут снижены, а продуктивность правки ничтожна. Что значит обнулить результат?

  1. Не кормить за ошибку, чтобы не мотивировать собаку на повторение неверного действия для получения поощрения - это раз. Иначе чем чаще собака будет ошибаться, тем чаще она будет получать кусок. Вывод: выгоднее ошибаться, чем ждать еду, например, на выдержке.
  2. И два - не продолжать работу после ошибки, а вернуться к стартовой точке, чтобы попробовать сделать все от начала до конца без ошибок и поощрить за полностью чистый элемент. Ну, или хотя бы сознательно поломать позицию, отшагнув от собаки. Таким образом мы сообщим ей, что работа прервалась, ибо продолжаться она грязно не может. Если собака не в состоянии после третьей попытки сделать упражнение безошибочно, значит что-то мы упустили, и необходимо немного упростить задачу. Пусть лучше собака сделает меньше, но чище, чем больше (или дольше), но грязно. Из малого, но чистого, можно сделать большое и чистое. А из большого и грязного сделать большое и чистое не получится (лучше рюмка чистой водки, чем ведро помоев). Иначе получится то, что известный инструктор Екатерина Гурова называет «тренировочными сиськами». Сейчас попробуем изобразить наглядно:
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ. Если собака все сделала безошибочно (зеленая линия) от момента постановки задачи до момента ее завершения, то в финале собака должна услышать маркер верного действия (клик/да/йес) и получить свою зарплату. Это не обязательно про движения из пункта А в пункт Б. Это про любой тип работы, просто линиями можно изобразить нагляднее.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ. Если собака все сделала безошибочно (зеленая линия) от момента постановки задачи до момента ее завершения, то в финале собака должна услышать маркер верного действия (клик/да/йес) и получить свою зарплату. Это не обязательно про движения из пункта А в пункт Б. Это про любой тип работы, просто линиями можно изобразить нагляднее.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ СОБЫЙТИЙ. Собака получила задачу, начала ее выполнять, но, не дойдя до маркера верного действия, совершила ошибку. В момент ошибки собака должна услышать слово «ой» или иной МНД, откатиться тут же на стартовую точку (обнуляем результат, не даем лакомство), после чего выполнить все с начала верно, а в финале услышать маркер верного действия (клик/да/йес) и получить поощрение. В этом случае собака будет понимать, что ошибаться невыгодно: работать приходится больше, жрать не дают, имеет смысл делать правильно.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ СОБЫЙТИЙ. Собака получила задачу, начала ее выполнять, но, не дойдя до маркера верного действия, совершила ошибку. В момент ошибки собака должна услышать слово «ой» или иной МНД, откатиться тут же на стартовую точку (обнуляем результат, не даем лакомство), после чего выполнить все с начала верно, а в финале услышать маркер верного действия (клик/да/йес) и получить поощрение. В этом случае собака будет понимать, что ошибаться невыгодно: работать приходится больше, жрать не дают, имеет смысл делать правильно.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ - ОШИБОЧНЫЙ. Те самые «сиськи». Так делать НЕЛЬЗЯ) Когда собака получает задачу, начинает выполнять ее правильно, потом ошибается, слышит от хозяина слово «ой», которое вроде бы должно сообщать об ошибке и что-то под собой подразумевать, но ничего особо не происходит, работа продолжается, затем следует еще одна ошибка, снова «ой», но опять ничего не происходит, а в финале хозяин выдает кусок. Выдает за всю цепочку, от начала (синяя точка) до конца (желтая точка). В том числе - за совершенные ошибки, которые вплетаются в стереотип поведения и начинают восприниматься как норма. Мы сами только что научили собаку делать что-то с ошибками. К примеру, кивать по время движения рядом. Ибо объяснили: нужно идти рядом с поднятой головой, потом с опущенной, потом снова с поднятой, и опять с опущенной, покормили за все это и сообщили - кивать можно, это нормально, я так себе и представляю данное упражнение.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ - ОШИБОЧНЫЙ. Те самые «сиськи». Так делать НЕЛЬЗЯ) Когда собака получает задачу, начинает выполнять ее правильно, потом ошибается, слышит от хозяина слово «ой», которое вроде бы должно сообщать об ошибке и что-то под собой подразумевать, но ничего особо не происходит, работа продолжается, затем следует еще одна ошибка, снова «ой», но опять ничего не происходит, а в финале хозяин выдает кусок. Выдает за всю цепочку, от начала (синяя точка) до конца (желтая точка). В том числе - за совершенные ошибки, которые вплетаются в стереотип поведения и начинают восприниматься как норма. Мы сами только что научили собаку делать что-то с ошибками. К примеру, кивать по время движения рядом. Ибо объяснили: нужно идти рядом с поднятой головой, потом с опущенной, потом снова с поднятой, и опять с опущенной, покормили за все это и сообщили - кивать можно, это нормально, я так себе и представляю данное упражнение.

НО! «Заойкивать» нельзя!)

Важно понимать, где заканчивается твоя ответственность и начинается ответственность собаки! Вот там, где ответственность собаки, там «ой» - это ее ошибка. А там, где ответственность владельца, там не «ой» - собака в твоей ошибке не виновата и исправлять ее не должна.

Часто владельцы малышей начинают ойкать щенкам за свои оплошности. Допустим, мы работаем со щенком прямым наведением - он просто следует за куском в твоей руке по той траектории, по которой ТЫ его ведешь. Если ты не смог привести его в корректную основную позицию, не нужно говорить ему «ой», это не его ошибка, это твоя ответственность. И если ты вел его криво, щенок не мог начать тебе противиться и сказать: «Нет, мать, не туда ты меня потащила, нужно пройти вот так». Поэтому на этапе выполнения упражнений прямым наведением ответственность щенка – держаться носиком за кусок в руке и следовать за ней, не отваливаясь. Всё) Остальное – на совести хозяина. А значит ойкать за кривые линии или корявый приход в основное положение в этих моментах не честно. «Ой» тут может быть только тогда, когда щенок совершил СВОЮ ошибку - то есть отвлекся, бросил кусочек и пошел нюхать траву. Вот тут мы говорим заветное «ОЙ», а кусок от щенка убегает, обнуляя результат предшествующей работы, и не достается ему. И так в каждом упражнении: важно понимать, за что отвечаешь ты, а за что - собака. Если сложно разобраться, где чья ответственность, лучше сначала уточнить у инструктора, чтобы знать наверняка и не заойкивать малыша зазря. Любая правка должна быть уместной, понятной и честной.

Как озвучиваем МНД?

Нейтрально. Именно поэтому для обозначения ошибки мы выбирает такое слово, в которое мы не сможем вложить смысл «ты че, козел!» Мы не наказываем маркером неверного действия, не ругаем, не запрещаем, не оказываем психологического давления, не выражаем негатива. Это всего лишь выдача информации - «это ошибка, за нее не платят, переделай, пожалуйста». Поэтому слово должно быть коротким (для попадания в момент ошибки) и нейтральным, как и способ его произнесения.

Основные ошибки использования МНД и их последствия

  • если ты откажешься от использования МНД, то процесс обучения существенно замедлится.
  • если использовать МНД несвоевременно, с опозданием, собака не поймет, что есть ошибка, или неверно истолкует правильное действие как ошибочное. Что хуже - не известно)
  • если переборщить с негативом в момент использования МНД, собаки со слабой нервной системой или слишком чувствительные к эмоциональным реакциям владельца будут зажиматься и бояться совершить ошибку. А, боясь совершить ошибку, собаки очень часто отказываются от работы в целом. Ведь куда спокойнее не делать ничего и не получить по голове, чем сделать что-то и получить по голове. Принцип саперной лопатки. Состояние зажатости непродуктивно, оно лишает собаку инициативности, вводит ее в состояние стресса, а значит замедляет восприятие информации. И тогда у нас не будет собаки, которая делает хорошо. Будет собака, которая будет отказываться делать хоть как. Ведь это избавит ее от прессинга. Чистота работы достигается не через жесткость и жестокость, а через постоянство и последовательность требований.

Когда можно прекратить пользоваться маркерами?

Многих заботит вопрос – неужели они всю жизнь обречены ходить с кликером. Есть хорошая новость: не всю, только часть. А точнее – тот ее этап, когда собака учится чему-то новому. Тогда маркер проясняет для нее незнакомую задачу. А как только животинка эту задачу поняла, начала выполнять стабильно, по голосу и при разных раздражителях, маркировку этого действия можно убирать (обрати внимание – маркировку, а не поощрение, платить за качественную работу мы будем всю жизнь).

Ну, в общем и целом все. По каждому конкретному случаю, как и в любой работе, могут быть нюансы. Но главное - понимать основной принцип, тогда и верное решение найдется быстро. А если не найдется, всегда поможет инструктор!

Удачи в работе! И помни, собаковод, при любой неудаче или вопросе ты можешь прислать нам видео и получить подробный разбор своих действий и ошибок. Данная услуга доступна только донам и подписчикам онлайн-школы. Как и полный вариант статьи с видеоуроками по каждому пункту.

Какая схема приведет к успешному изучению любой команды с использованием маркера, я рассказывала здесь.

Понравилась статья? Подпишись и поделись с друзьями! Дальше будет еще интереснее! А если остались вопросы, звони (+7-904-577-45-73) или пиши, и я расскажу все, что тебе будет нужно!

Автор: инструктор-дрессировщик, кинолог, руководитель дог-центра "Барбосыч", директор Кинологического центра социальной помощи "Друг", член Федерации спортивно-прикладного собаководства Кемеровской области Ирина Соловьева