Найти тему
My Side

Егор Летов. О главном контркультурщике русскоязычного рока

Егор Летов – явление уникальное в русском роке. Радикальный в творчестве и суждениях, плюющий на законы истеблишмента, он действительно был всегда в оппозиции к нашему пресловутому русскому року – советского или же пост-перестроечного периода. Его называют настоящим панком, хотя до конца непонятно, был ли в позднем СССР этот самый панк. Но тут скорее панковость применима к радикализму Летова, к его контркультурности и прочему. Летова давно нет с нами (он умер в 2008 году), но его имя, его наследие до сих пор будоражит людей. В свое время это были оголтелые припанкованные юноши и девушки, с жадностью ловившие любое слово, спетое Егором со сцены или же любой грязный аккорд, нарочито сырой и меткий как пуля. Сегодня же Летова слушают респектабельные буржуа и так называемая интеллигенция.

Вообще, моя статья про Летова немного не похожа на остальной материал моего канала. Тут я не хочу перечислять банально путь музыканта – когда родился, когда собрал группу, когда выпустил первый альбом, а когда последний и т.д. Я хочу эту статью сделать немного абстрактной как раз в духе текстов Летова. Я просто рассуждаю в данной статье о фигуре Летова и о всем том, что творится вокруг его имени и по сей день.

-2

Летов при жизни крайне негативно высказывался о своих коллегах по рок-сцене, обвиняя их в конъюнктурности и продажности. Факт в том, что именно Летов со своей группой «Гражданская оборона» остался верен себе и своим идеалам и после наступления «свободной» России. Пока другие рокеры начали встраиваться в новую систему, зарабатывая деньги и превращаясь в мейнстрим, Летов и товарищи так и остался в андеграунде. Он был бессистемным человеком, живя как в СССР, так и в современной России. Его знаменитая «Все идет по плану», как может показаться, это постирония над советским обществом. Там речь, по словам Летова, ведется от лица простого советского обывателя, который все еще надеется, что при коммунизме будет за*бись. Тут можно сказать, что Летов как и большинство наших рокеров выступал против СССР и всего того, что с ним связано. Но Летов, при всей его антипатии к советскому строю, был тем не менее человеком левых взглядов. Пускай его "левизна" не была в плоскости социалистического строя - музыкант был анархистом, выступающим против любой системы подавления и выступающего за свободную личность.

«Анархия — это такое мироустройство, которое лишь на одного. Двое — это уже слишком, безобразно много. И, судя по всему… все кругом испокон печально доказывают то, что и на одного-то — это уже слишком жирно». (Егор Летов)

В середине 90-х он вступил в национал-большевистскую партию писателя Эдуарда Лимонова и философа Александра Дугина. Многим поклонникам не понравился, мягко говоря, данный факт. Летов опять же хотел быть в андеграунде - политическом, идеологическом. Когда старый строй рухнул, а новый только собирался, Летов решил заигрывать с коммунизмом, да еще и в таком гибридном виде - "национал-большевизм". Это еще раз показывает, что Егору важно было быть именно в оппозиции к официальному обществу. Недаром в девяностые он создаст новый бронебойный проект под нецензурным названием "Егор и о****еневшие", чтобы о группе не говорили в СМИ и вообще не упоминали по телевизору. Ведь это, выражаясь современным языком, был зашквар для него.

Егор и его подруга Янка Дягилева
Егор и его подруга Янка Дягилева

В своих песнях он неоднократно обращался к теме репрессий, подавления личности и прочее. В середине 80-х гг. на группу «Гражданская оборона» написали донос в КГБ. Летова и его товарищей вызывали без конца на допросы. Все закончилось тем, что Егора поместили в психиатрическую клинику, где его накачивали препаратами.

Вообще, тема Советского Союза проходит красной нитью в творчестве омского музыканта. Его творчество это, как правило, переосмысление советского наследия в ироничной форме. Как и Сергей Курехин, другой выдающийся музыкальный концептуалист эпохи позднего СССР, Летов брал за основу советские лозунги, высказывания политиков (Брежнева, Хрущева), которые затем ложились на музыку. Проект «Коммунизм» это тот самый случай постмодернизма, где незыблемые постулаты обретают новое звучание, помещаясь в новый контекст. Конечно, «Коммунизм» это не только Летов. Это еще и Олег Менагер Судаков, и Константин Кузя УО Рябинов. Проект выпустил 15 пластинок. В «общее варево» отправлялись и стихи советских поэтов (например, Леонида Дербенева, Василия Лебедева-Кумача, Евгения Евтушенко и других), музыка таких «стерильных» и прилизанных композиторов, как Поль Мориа, а также музыканты внаглую накладывали свое пение на музыку западных рокеров (Killing Joke, Buzzcocks, The Public Image Ltd и пр.). И все это перемежается с различными голосами, звуками -например, с голосом "Ленина" из фильма "Ленин в Октябре" (где Ленина играет актер Борис Щукин). Эти пластинки "Коммунизма" относят к конкретной музыке, концептуализму. Абсурдизм доведенный до крайности. Тут музыканты переосмысляют в ироничном ключе не только советские лозунги в стихах поэтов и речах политиков - Егор и компания переосмысляют и всю культуру в целом: от Достоевского до панка 70-х.

Говоря о характере Летова, следует сказать, что одним из важных факторов в становлении такого характера Летова является то, что он родом из Сибири, из Омска. Действительно, сложный сибирский характер являлся триггером для его творчества. Именно многих музыкантов-сибиряков Летов объединил вокруг себя. Он создал даже независимый лейбл "ГРОБ Records", который базировался в его квартире. Там записывались многие андеграундные панки Сибири - Янка Дягилева, "Враг народа", "Черный Лукич", а также проект "Анархия" Олега Манагера Судакова, где Летов также играл на гитаре и был соавтором музыки. Да и вообще Летов был сторонником DIY-подхода в создании музыки. Он записывался в своей квартире, играя порой сам на всем инструментах. Поэтому качество записей Летова и его группы такое колючее. Но в случае с Летовым это скорее плюс.

Летов всегда хотел быть в андеграунде, он ненавидел популярность. Но сегодня его имя, как и имя Виктора Цоя, звучит повсюду. Граффити с его изображениями, его песни в различных фильмах, каверы на его композиции, «Все идет по плану» играют в переходах метро. Интересно, как бы отнесся сам Летов к такой дикой популярности? Одно ясно, он стал частью коллективного бессознательного жителей стран СНГ. Его песни стали частью культурного кода для людей постсоветского пространства.

Не секрет, что сегодня имя бунтаря Летова стало неким брендом, к которому модно примазываться. Ведь если ты слушаешь «Гражданскую оборону», то ты словно бы примыкаешь к тайному знанию, к чему-то очень элитарному. Мы живем в обществе потребления и любой протестный символ, некогда бывший авангардом нового движения, превращается в конечном итоге в продукт массовой культуры в эпоху «общества спектакля». Именами тех, кто противопоставлял себя истеблишменту, начинают спекулировать без их, как правило, ведома те, кто стоит за массовой культурой. Вспомним то, как изображение революционера Че Гевары превратилось в модный принт на майках. То же самое можно сказать и про Летова. Я думаю, Летов был бы не в восторге от этого.

Теперь немного про его поэзию. Вообще, разбирать его тексты это отдельное ремесло. Недаром Летова часто слушают люди, связанные с умственным трудом – филологи, лингвисты, учителя. Его поэзия это поток сознания, где друг на друга натыкаются метафоры, аллюзии и прочее.

Его поэзия –причудливая и странная – до сих пор является предметом дискуссий. Поэзия Летова это поэзия человека, который плюет всем в лицо. Очень часто его язык, его аллегории абсурдны и не поддаются обывательскому пониманию. Его литературно-поэтичный талант формировался под влиянием литературы модернизма, поэзии заумь, под влиянием экспериментов таких литераторов начала 20 века, как Крученых, Бурлюк, Маяковский, Северянин. Также ценил Летов и Даниила Хармса. Из поэтов в рок-музыке Летов особенно ценил Боба Дилана, а также Марка Э Смита из The Fall. С последним у Летова есть что-то общее - оба избегали популярности, оба славились своими чудаковатыми и сюрреалистическими текстами; обоих очень сложно понять. Конечно, у Летова был огромный список поэтов, которыми он восторгался. Перечислять можно долго.. Фанаты Летова и "Гражданской обороны" и так знают литературные предпочтения музыканта.

Его поэзия как раз толкует нам о человеке, который хочет уйти подальше от "нормальной" жизни. "Мы уйдем из зоопарка" - пел Летов. Или же "Вечная весна в одиночной камере". Зная жизненный путь Летова, мы понимаем о какой одиночной камере он пел или о каком зоопарке он нам хотел сказать. Уйти из зоопарка, то есть покинуть этот мир, в котором личности тесно. Или же можно сохранить внутри себя вечную весну, находясь в несвободном обществе. Его герой - человек ершистый, юродивый, "ненормальный", побитый, но не сломанный, анархист, выступающий за свободу личности. Его герой это сам он - Егор Летов, играющий грязно и поющий с интонацией истошного волкодава.

Что до музыки, то Летов всегда был сторонником психоделии и гаражного рока. Его любимыми исполнителями были такие группы, как The Velvet Underground, Love, 13th Floor Elevators и многие другие. Эта музыка и повлияла на Егора. Самого его называют панком, но в его творчестве слышаться нотки фольклора, русской музыкальной традиции. Это русский фольклор, приправленный нойзом, психоделом и фирменной абсурдной и истошной лирикой Егора. Вот что представляет из себя его творчество.

У Летова было много проектов - "Посев", упомянутые уже "Гражданская оборона", "Егор и о****еневшие", "Коммунизм". Музыкант был плодовитым.

Так что же все-таки людей цепляет в фигуре Летова? Надо сказать, что я сам часто задавался этим вопросом. Его парадокс заключается в том, что при всей своей непонятности и сюрреалистичности, Летов, тем не менее, смог стать народным героем. Его песни "Беспонтовый пирожок" и набившая оскомину "Все идет по плану" звучат всюду - от сериалов до провинциальных баров. В чем феномен? Наверно, все дело во все той же фольклорности, напевности, которая сквозь колючую проволоку (через которую смотрит на нас еще молодой Летов) просачивается. Пройдя сквозь эту "проволоку", эта напевность выглядит покореженной и в рубцах. Но от этого она не становится менее притягательной. Наоборот, она приобретает фирменную летовскую брутальность. Но не только в этом дело. Дело также в его мастерском владении словом. Его поэзия, как я написал выше, была сюрной, рваной, нелогичной, но тем более сильной и трансгрессивной. Она о бунте, протесте, ну а кто не бунтует в молодом возрасте? Именно поэтому его открывают для себя новые поколения людей. А взрослые слушают и ностальгируют, завидуя тем, кто остался в том пограничном состоянии, как и герои песен "Гражданской обороны".

"Я высоко оцениваю значение творчества Егора Летова для русской культуры, хотя мне лично оно не близко. Но я понимаю, что Егор - это титан духа. Я "Гражданскую оборону" впервые услышал лет в двадцать пять, когда пик ее популярности уже прошел. Тем не менее я считаю, что фигур, сопоставимых с Егором, в отечественной музыке нет. Но самое ценное даже не это, а то, что Егор никогда не пытался играть по правилам мира сего. Говорить "Я всегда буду против!" может каждый. Но не каждый способен остаться в Сибири и знать, что тебя никогда не будут крутить по телевизору, а твое лицо никогда не попадет на обложку Rolling Stone - а если и попадет. то скорее опять-таки вопреки, а не благодаря. На это оказался способен только Егор." (Илья Стогов, писатель)

-4