В Счётной палате посчитали на калькуляторах и решили не поддерживать изменения в миграционное законодательство: никакого режима высылки, никаких денег на новые системы, достаточно усовершенствовать для контроля мигрантов уже имеющиеся у МВД.
В конце апреля группа депутатов разных фракций в Госдуме внесла на рассмотрение проект о применении к мигрантам особого режима – высылки. На днях в базе появился документ, что Счётная палата не поддерживает эти изменения в законодательные акты: у МВД есть все возможности осуществлять контроль за иностранцами имеющимися в их распоряжении системами, кроме того, электронные системы можно доработать, а не выделять деньги из бюджета на создание с нуля очередной базы.
Депортация или высылка
Механизм реадмиссии, или высылки граждан, нарушивших законы в стране пребывания не нов, но малоизвестен. А между тем, у государства существует ряд договоров со странами о действии этого режима. Так страны защищают свои интересы, соблюдают интересы партнёров и права собственных граждан, ведь в принимающей нелегалов стране из-за роста теневой рабочей силы снижается уровень оплаты труда и растёт безработица среди коренного населения.
Механизм реадмиссии помогает контролировать иностранцев и высылать их в более сжатые сроки, и дешевле, чем при депортации. При этом высылка может проходить не только на родину мигранта, но и в страну, из которой он прибыл в Россию. К примеру, таджики могут быть высланы в Казахстан, если приехали наземным путём. Но так поступать можно, если между странами подписан договор.
Закон в стол
Депутаты собрали в законопроект пакет изменений в миграционное законодательство, где хотели, чтобы были внесены поправки и дополнения в уже существующие документы.
Упор был сделан на новый режим высылки, с усилением контроля: иностранец, попавший под этот режим, не может менять место жительства или пребывания без разрешения МВД России, выезжать за пределы региона, в котором находится, управлять транспортом, приобретать имущество, заключать брак. Законодатели также предложили сократить срок пребывания иностранцев до 3 месяцев.
Изучив новеллы и дав свои комментарии, в Счётной палате сделали вывод, что экономически нецелесообразно вводить такие меры и резюмировали:
"Законопроект не поддерживается".
Реестр раздора
Почему же Счётная палата оказалась против такого нужного механизма, который позволит бороться с мигрантами-нелегалами и держать на контроле преступников? Тем более, что положительную оценку накануне дали в комитете Госдумы по безопасности и рекомендовали к принятию в первом чтении.
Во-первых, найдено неполное соответствие списка граждан между содержащимися в поручениях президента, и теми, кто в итоге попал в законопроект.
Также в Счётной палате напомнили, что список обязанностей силовиков "исчерпывающий" и на них возложить дополнительные, кроме тех, что изложены в законе "О полиции", можно только изменив этот закон.
Судя по заключению, размещённому в думской электронной базе, больше всего вопросов у бухгалтеров возникло к целесообразности введения ещё одного реестра: у МВД уже есть электронный, его дешевле доработать, чтобы присматривать за контролируемыми лицами, чем с нуля создать ещё один. Причём эта самая информационная система уже заточена под нужды законопроекта. Сейчас в неё вносятся данные миграционного и регистрационного учёта, контроль за обращением документов, удостоверяющих личность. Но нет реестра контролируемых лиц. Вот его и можно надстроить в ГИС.
Глядя на всё это, невольно вспоминается поговорка: хотели как лучше, а получилось, как всегда. Законодатели, выходит, поспешили, не разобрались, какие уже ресурсы есть у министерства Колокольцева, что договорённости о реадмиссии есть, а полицию и так всё устраивает, дополнительную работу там на себя брать не хотят.