70. Тема 67. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение 3. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Илья Глазунов. Ф. М. Достоевский. Белая ночь.
Илья Глазунов. Ф. М. Достоевский. Белая ночь.

Продолжаем рассмотрение темы "Сложное предложение".

Задание 1. Приготовься работать в тетради. Напиши число, тему.

Рассмотрим сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Чтобы передать какую-либо информацию как можно более полно и развёрнуто, мы употребляем сложноподчинённые предложения. Одно СПП может иметь несколько придаточных предложений.

В СПП с двумя или несколькими придаточными возможны разные виды подчинительной связи. Рассмотрим их.

1. Рассмотрим Таблицу "Вид подчинительной связи "Соподчинение".

Продолжаем рассмотрение темы "Сложное предложение". Чтобы передать какую-либо информацию как можно более полно и развёрнуто, мы употребляем сложноподчинённые предложения.-2

Итак, в СПП с соподчинительной связью важно запомнить два вида соподчинения: однородное соподчинение (когда придаточные предложения идут "цепочкой" друг за другом и относятся к одному и тому же главному предложению или слову в нём) и неоднородное (параллельное) соподчинение (когда придаточные предложения одного или разных видов подчинения поясняют разные слова главной части предложения).

Также обратим внимание на то, что пунктуация в СПП опирается на правило повторяющихся или неповторяющихся однородных членов предложения. Слышно было, как в саду шагал дворник, как скрипела его тачка. (Повторяющиеся однородные члены предложения. Запятая ставится).

Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка. (повторяющиеся однородные члены предложения соединены союзом И. Запятая не ставится).

Продолжаем рассмотрение темы "Сложное предложение". Чтобы передать какую-либо информацию как можно более полно и развёрнуто, мы употребляем сложноподчинённые предложения.-3

Задание 2. Практическое освоение учебного материала темы.

Потренируйся в определении вида соподчинительной связи в сложноподчинённом предложении.

Спиши предложения. Определи вид соподчинения в СПП.

Майя рассказала, что ей очень понравилась поездка в Москву, что она никогда не видела столько людей и столько машин.

Когда поднялся занавес, мы увидели артистов, которых хорошо знали по художественным фильмам.

Продолжаем рассмотрение темы "Сложное предложение". Чтобы передать какую-либо информацию как можно более полно и развёрнуто, мы употребляем сложноподчинённые предложения.-4

Проверь себя. Посмотри правильный ответ.

Майя рассказала, что ей очень понравилась поездка в Москву, что она никогда не видела столько людей и столько машин. (Однородное соподчинение).

Когда поднялся занавес, мы увидели артистов, которых хорошо знали по художественным фильмам. (Неоднородное (параллельное) соподчинение).

Задание 3. Рассмотрим особенности последовательного подчинения в СПП.

2. Рассмотрим Таблицу "Последовательное подчинение".

Продолжаем рассмотрение темы "Сложное предложение". Чтобы передать какую-либо информацию как можно более полно и развёрнуто, мы употребляем сложноподчинённые предложения.-5

Итак, СПП с последовательным подчинением отличается от других видов подчинительной связи тем, что при этом виде связи каждая последующая часть предложения зависит от предыдущей. Придаточные предложения идут друг за другом цепочкой: за главной частью СПП идёт 1-ое придаточное, оно зависит от главного предложения, 2-ое придаточное - от 1-го придаточного, 3-е придаточное - от второго и т. д.

Павел рассказал, что подарил её белые розы, которые она так любила.

Задание 4. Рассмотрим особенности комбинированного подчинения в СПП.

3. Рассмотрим Таблицу "Комбинированное подчинение"

Продолжаем рассмотрение темы "Сложное предложение". Чтобы передать какую-либо информацию как можно более полно и развёрнуто, мы употребляем сложноподчинённые предложения.-6

Итак, видим: в СПП придаточные предложения могут быть соединены разными видами подчинительной связи. Человек ведь не задумывается, когда пытается как можно понятнее раскрыть свои мысли другим людям. И правильно делает.

А нам это нужно знать для того, чтобы лучше понять устройство нашего русского языка, замечательно гибкого, красивого, практичного, с древности наполняемого разными образами и понятиями и способного назвать любые явления жизни, объяснить не только действия, но даже самые тонкие ощущения человеческие!

Не обязательно помнить виды придаточных предложений всю жизнь, а просто увидеть и уяснить себе его сложенность и красоту!

Рассмотрев все виды сложно-подчинённых предложений: однородное и неоднородное (параллельное) соподчинение, последовательное подчинение, их особенности, попробуем определить, узнать их в СП предложениях.

Продолжаем рассмотрение темы "Сложное предложение". Чтобы передать какую-либо информацию как можно более полно и развёрнуто, мы употребляем сложноподчинённые предложения.-7

Задание 5. Практическое освоение учебного материала.

Прочитай предложения, спиши их, заключая главные предложения в СПП в квадратные скобки, а подчинительные предложения в круглые скобки. Опираясь на получившиеся схемы и Таблицы, определи и запиши сочетания видов подчинительной связи в пределах одного СПП в конце каждого предложения.

Подсказка:

Встречаются разные комбинации подчинительной связи в пределах одного СПП:

однородное + последовательное подчинение; неоднородное + последовательное подчинение; однородное + неоднородное соподчинение и т.д.

Когда Дуня говорила ему о тебе с восторгом, он отвечал, что всякого человека нужно сначала осмотреть самому и поближе, чтоб о нём судить, и что он сам представляет себе, познакомясь с тобой, составить о тебе своё мнение. (Ф. М. Достоевский).

Было свежо и от света луны так прозрачно, что Антонина видела даже рейки, из которых были сделаны садовые скамьи. (Ю. Герман).

Весна кротко стоит в садах с зацветающими миндальными деревцами, которые пахнут так неуловимо и тонко, что это кажется запахом воздуха. (В. Лидин).

[Я был тогда твёрдо убеждён], (что всех трёх профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том), (выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу). (Л.Н.Толстой)

Продолжаем рассмотрение темы "Сложное предложение". Чтобы передать какую-либо информацию как можно более полно и развёрнуто, мы употребляем сложноподчинённые предложения.-8

Проверь себя. Посмотри правильный ответ.

(Когда Дуня говорила ему о тебе с восторгом), [он отвечал], (что всякого человека нужно сначала осмотреть самому и поближе), (чтоб о нём судить), и (что он сам представляет себе, познакомясь с тобой), (составить о тебе своё мнение). (Ф. М. Достоевский). /Параллельное+последовательное/.

[Было свежо и от света луны так прозрачно], (что Антонина видела даже рейки), (из которых были сделаны садовые скамьи_. (Ю. Герман). /Однородное+ последовательное/.

[Весна кротко стоит в садах с зацветающими миндальными деревцами], (которые пахнут так неуловимо и тонко), (что это кажется запахом воздуха). (В. Лидин) /Однородное+последовательное/.

[Я был тогда твёрдо убеждён], (что всех трёх профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том), (выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу). (Л.Н.Толстой) /Однородное + последовательное/.

Добавьте описание
Добавьте описание

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание. -

Продолжаем рассмотрение темы "Сложное предложение". Чтобы передать какую-либо информацию как можно более полно и развёрнуто, мы употребляем сложноподчинённые предложения.-10

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

Поддержать: Сбербанк: 2202 2005 3015 0091.