7,8K подписчиков

Как после школы выбрать профессию по душе?

Не всегда подросток может понять, чем бы ему хотелось заниматься в жизни. Поэтому учёные создали и продолжают разрабатывать методики, которые помогают в поисках призвания. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» — старейший в стране. У специалистов Центра за плечами миллионы тестирований и участие в крупных государственных программах. Как не промахнуться с выбором профессии?

Поговорили об этом с исполнительным директором Центра Кириллом Кузнецовым в подкасте «Про Большой город».

Участники программы «Городские Профканикулы» знакомятся с профессиями. Фото: https://vk.com/prof_ctr
Участники программы «Городские Профканикулы» знакомятся с профессиями. Фото: https://vk.com/prof_ctr

Старейший в Москве Центр профессионального тестирования возник 28 лет назад под эгидой МГУ. Тысячи ребят хотели учиться в Московском университете, факультетов было много, вот и появилась необходимость сориентировать абитуриентов с помощью тестирования. Но очень скоро оказалось, что такая консультация нужна очень многим.

При этом, уточняет Кирилл Кузнецов, тесты — это не профориентация, а скорее диагностика. Сама же профориентация мыслится гораздо шире. И важное место здесь занимают профинформация и профессиональные пробы. «Школьникам, — говорит он, — нужно как можно больше знать о том, какие траектории возможны. Пойти после 9-го класса на профильное обучение или выбрать общее направление? Поступить в колледж или вуз? А какой? Здесь, где он живёт, или перебраться в другой город? Какие существуют профессии, что наиболее востребовано сегодня, и что, скорее всего, будет актуально спустя несколько лет?».

Готов ли подросток ответить на все эти вопросы? Кирилл Кузнецов в этом сомневается. Пока что таких ребят всего 20-30%. Он уточняет: единая модель профориентации, которая была запущена в стране в этом учебном году, как раз и ставит цель — помочь человеку к 9-му классу определиться.

Не всегда подросток может понять, чем бы ему хотелось заниматься в жизни. Поэтому учёные создали и продолжают разрабатывать методики, которые помогают в поисках призвания.-2

Поэтому очень важно попробовать «примерить» на себя разные профессии. Впервые о профессиональных пробах писал еще Татищев. Оказывается, проблема самореализации была актуальна ещё в петровские времена! «Хорошо, чтобы школьник в 10-м или 11-м классе уже в чём-то себя пробовал, — говорит Кирилл Кузнецов. — Это могут быть первые волонтёрские практики, подработка на каникулах или в свободное от учёбы время — закон это разрешает». Даже минимальный профессиональный опыт помогает понять себя.

Тесты же, разработанные учёными, дают возможность определить интересы, склонности человека, его личностные черты. Сегодня Центр принимает участие в крупных государственных программах. В частности готовит научную базу для большого профориентационного проекта «Билет в будущее». Каждый школьник страны может пройти бесплатное тестирование, получить видеоконсультацию. Кто-то приходит в Центр сам, беседует с консультантом. Некоторые проверяют себя на сайте — там выложены варианты тестов по разным профессиям. Консультирование и тестирование по методикам московских учёных проходит во многих организациях.

Вот, новый поворот

Участники программы «Городские Профканикулы» знакомятся с профессиями. Фото: https://vk.com/prof_ctr
Участники программы «Городские Профканикулы» знакомятся с профессиями. Фото: https://vk.com/prof_ctr

Ещё недавно считалось, что те ребята, которые учатся хорошо, идут в вуз, а кто похуже — в колледж. Однако в последние годы ситуация изменилась. Всё больше школьников с хорошими аттестатами выбирают колледжи. Кирилл Кузнецов сравнивал: на некоторые специальности в колледжи идут абитуриенты с лучшими оценками (фактически хорошисты и отличники), чем на те же специальности, но в вузе. Почему? Каждое решение индивидуально. Многих пугает сдача ЕГЭ. Кому-то проще сделать выбор в пользу конкретной профессии, чем думать, чем ты будешь заниматься дальше после вуза. Чаще всего обучение в колледже ориентировано на практику, что означает быстрый выход на работу и начало самостоятельной жизни. Можно заложить и такую траекторию — закончить колледж, а потом поступить в вуз. Но пока что это не самое популярное решение: сейчас после окончания колледжа в вуз идет всего лишь 10-15%. Эту тенденцию профориентологи отмечали и раньше, но очевидный поворот произошел год назад. При этом востребованность среднего профессионального образования так высока, что учёба в некоторых колледжах стала платной.

Мама знает?

Семья принимает самое активное участие в выборе профессии ребёнка. Учитываются доходы, связи, возможности родителей — они и определяют, куда пойти учиться подростку. Конечно, папа и мама в той или иной степени ориентируются на интересы ребенка. Но хорошо ли мы понимаем своих детей? Кирилл Кузнецов считает: «Родительская оценка очень субъективна. Мы видим своего ребёнка с момента рождения и вроде бы очень много о нём знаем, хотим ему добра. Но довольно часто родители не признают взрослости собственных детей. Причём отношение к ним как к малышам может длиться очень долго». Одни родители имеют преувеличенное и искажённое представление о дарованиях своего чада, другие, наоборот, недооценивают способности и возможности подростка, считают, что его надо постоянно страховать и направлять. Поэтому при выборе пути очень важно мнение сторонних людей — педагогов, друзей семьи, специалистов профориентологов.

Чего хотят дети

Почему-то считается, что нынешние дети невероятно прагматичны и меркантильны. Кирилл Кузнецов сомневается: «По моим наблюдениям, скорее меркантильны как раз родители. А сами дети относятся к материальной стороне проще. Им важно, чтобы работа была «прикольной». Чтобы её можно было менять. Чтобы была хотя бы частичная удалёнка».

Ещё недавно социологические исследований показывали: первые места в списке престижных профессий занимали чиновники и банкиры. Подростки и родители ориентировались на высокие зарплаты. Нынче невероятно притягательно всё, что связано с IT-технологиями. Там возможны и высокие заработки, и интересные задачи, и комфортная организация труда.

Участники программы «Городские Профканикулы» знакомятся с профессиями. Фото: https://vk.com/prof_ctr
Участники программы «Городские Профканикулы» знакомятся с профессиями. Фото: https://vk.com/prof_ctr

Нужны ли для работы в IT-индустрии особые качества, или сегодня цифровые технологии тем или иным образом вшиты во все профессии? Кирилл Кузнецов говорит: «Я задавал этот вопрос в компаниях, где нанимают IT- специалистов. И выяснилось — для успеха все-таки нужно некоторое высшее образование, желательно с математическим бэкграундом. Просто курсов недостаточно».

При этом работа в IT-индустрии включает в себя и дополнительные компетенции. К примеру, если работа связана с онлайн-переводами, нужны ещё и лингвистические знания, чтобы написать алгоритм, который учитывает особенности языка.

Этот выпуск подкаста «Большой город» можно послушать на одной из платформ:

---------------------------------------------
Смотрите также: